От зачатия до родов цареградская. Ребенок от зачатия до года

изд-во: АСТ, Астрель, 2005 г.

Об авторе из Интернета: «психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская — не только авторитетный ученый и автор нескольких книг по культуре материнства, но и мать семерых детей, каждого из которых она до двух лет кормила грудью».

Кроме того, Жанна Цареградская - основатель центра родительской культуры «Рожана». Среди завсегдатаев форумов бытует неоднозначное отношение к этому центру, пропагандирующему культ грудного вскармливания. Мол, Цареградская ведет себя как настоящий гуру, уводит невинных матерей в секту и т.д. Что бы там ни было, ее книга на данный момент - одна из немногих, передающих современный взгляд на проблемы, возникающие в периоды беременности и после рождения ребенка. Практически вся информация подкреплена научными фактами, личное мнение автора во всю ширь прорывается только в вопросах ГВ, но не до такой степени, чтобы превратить читательницу в слепую фанатку «Рожаны» на расстоянии. В конце концов, у каждой мамы своя голова, а хороших книг о «до и после» реально мало.

Книга «Ребенок от зачатия до года» является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию.

В первые месяцы беременности наиболее заметные изменения происходят с сенсорным восприятием женщины. Практически каждая беременная (90%) сообщает об измененном восприятии запахов и вкусов, что может наблюдаться очень рано, уже со второй недели беременности. Помимо этого, у беременных может наблюдаться измененное восприятие звуков, цветов, зрительных образов, а также изменение в тактильных ощущениях. Распространенным явлением беременности является возникновение различных пищевых желаний, которые могут быть чрезвычайно сильными. Известными явлениями беременности являются переменчивость настроений, сентиментальность, слезливость, сонливость и отупение. К малоизвестным психическим явлениям в первой половине беременности можно отнести изменение отношения к роду деятельности или работе, появление необычных пристрастий и занятий (например, вязание или вышивка, рисование и музицирование и т.д.), появление необычных мечтаний и сновидений, а также изменение отношения к окружающим и собственному телу.

Авторский стиль суховат, учебник - и есть учебник, зато плотность информации очень высокая. Календарь внутриутробного развития ребенка, психология беременности (нервно-психическая, эмоциональная связь ребенка и мамы), подробнейшее описание каждого из родовых периодов, рекомендации ВОЗ по родовспоможению и ГВ. Что чувствует ребенок во время родов, как формируется его психика, календарь развития малыша до года.

Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Мас-лоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

И о том, как новорожденный ребенок воспринимает себя и большой мир.

Работа органов чувств плода теснейшим образом связана с его мировосприятием, восприятием собственного тела и собственного «я». Отправной точкой этого опыта служит представление плода о форме собственного тела. К концу беременности, благодаря внутриутробной позе, он ощущает себя как шар, а точнее, овоид, причем его руки и ноги являются частями этого шара. Для плода, находящегося в тесном объеме матки и чувствующего ее облегающее прикосновение, его тело и окружающее пространство матки представляют собой нечто единое и неделимое. Поскольку плод воспринимает себя как шар, то и окружающий его мир тоже является шарообразным. Особенностью состояния сознания плода, а впоследствии и новорожденного, является его обращенность вовнутрь, сочетающаяся с полным отождествлением себя с окружающим миром, и отсутствие четкой границы между образами внутренней и внешней реальности. Ощущение единства со всем окружающим миром обеспечивает плоду чувство комфорта и безопасности.

Таким образом, плод ощущает собственное тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности.

Многих мам волнует, почему они не чувствуют появления материнского инстинкта сразу после родов. У некоторых материнская зрелость наступает раньше, у других - позднее, наблюдения показывают, что иногда и двоих, даже троих детей недостаточно, чтобы полностью осознать свое материнство. Вот, как описывает автор этапы развития осознанного материнства с точки зрения перинатальной психологии:

1 этап, бессознательный. Этот этап женщина проходит в грудном и раннем возрасте в процессе правильного ухода и грудного вскармливания ее самой. Именно ее младенческие впечатления впоследствии послужат основой для неосознанного повторения того или иного поведения матери по отношению к новорожденному и грудному ребенку.

2 этап, подготовительный. Этот этап девочка и девушка проходят в процессе по вседневных наблюдений за поведением других матерей в отношении новорожденных и грудных детей. Помимо пассивных наблюдений на подготовительном этапе девочка — девушка принимает участие в уходе, помогая старшим женщинам. Финалом подготовительного этапа является собственная беременность женщины и ожидание появления своего первого ребенка.

3 этап, непосредственного обучения. Начинается с рождением первого ребенка и первым прикладыванием новорожденного к груди в физиологические сроки. Этот этап продолжается в течение первых месяцев жизни младенца при обучении женщины более опытными матерями.

4 этап, накопления материнского опыта. Этот этап женщина проходит с момента приобретения опыта материнства, который формируется примерно к году, в процессе обмена опытом между матерями и рождения у нее двух последующих детей, до наступления 4-х родов.

5 этап, зрелое материнство. Этот этап наступает с момента рождения 4-го ребенка.

В стремлении автора книги всеми силами донести до читателей идею «назад - к природе» местами чувствуются перегибы, остается верить, что современные мамы не станут принимать эту информацию близко к сердцу. В календаре развития ребенка, весьма подробном и, кстати, вполне адекватном автор советует до года кормить ребенка только грудным молоком, прикармливая не более чем 1-3 раза в день. Кормящие мамы поневоле вздрогнут, отменив надежды на покой и сон, но, судя по некоторым темам форума, у многих до года именно такая ситуация, и ребенок при этом прекрасно себя чувствует.

К психоэмоциональной депривации приводят следующие ошибки.

Отсутствие чуткости матери к нуждам ребенка выражается в том, что мать нечувствительна к сигналам ребенка и приходит к нему на помощь слишком поздно. Результатом этой широко распространенной ошибки является нарушение психоэмоционального контакта младенца с матерью, антисоциальное поведение и отсутствие сочувствия и сопричастности. Воспитание сострадания и чуткости начинается с материнской способности не только быстро реагировать на возникшие нужды младенца, но и предугадывать их возникновение.

Неудовлетворительный холдинг, который выражается главным образом в ограничении пребывания ребенка на руках у матери или в неловком ношении ребенка. Отсутствие хорошего холдинга влияет также на формирование познавательного интереса ребенка. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается именно тогда, когда мать решает «не приучать ребенка к рукам».

В книге содержится огромное количество информации о пользе грудного вскармливания, отношение автора к прикорму тоже своеобразное, кое-что нужно фильтровать, но в целом ничего особо возмутительного я не нашла. Вывести идеальную систему питания ребенка до года не удавалось еще никому, ситуация остается прежней: прислушиваемся к своей интуиции и собираем компетентные мнения, важно помнить золотую истину: толстый ребенок - не равен здоровому ребенку. Слишком часто участковые врачи, рекомендуя тот или иной прикорм, делают акцент на прибавках веса, а вовсе не на общем состоянии ребенка, на его индивидуальных потребностях.

Перечислим основные задачи и принципы формирования нормального пищевого поведения ребенка:

  • Ребенок начинает знакомство с пищевыми продуктами в микродозах с момента проявления у него пищевого интереса, который появляется примерно в 5—7 месяцев и не нуждается ни в каких других продуктах, кроме тех, которые едят взрослые за общим столом.
  • Одной из важных задач развития на первом году жизни является приобретение ребенком навыков жевания и глотания твердой пищи, которые не даны нам свыше, а приобретены в результате обучения. Для такого обучения ребенку необходима не пюреобразная, а твердая пища. Кроме этого, в процессе жевания жесткой пищи, такой как сухарик, баранка, кусочек жесткого яблока, морковки и т.д., ребенок интенсивно массирует десны.
  • Очень важно, чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери, т.е. то же самое, что и она. Это важно потому, что материнское молоко помогает ребенку усваивать именно ту пищу, которую он ел вместе с матерью.
  • В сознании ребенка грудное вскармливание никак не связано с потреблением продуктов с общего стола. Для малыша это два независимых процесса, поэтому заменить грудное кормление прикормом невозможно — оно незаменимо. Ребенок может просить грудь до прикорма, во время еды, после прикорма и независимо от прикорма.
  • В период между 5 месяцами и 1,5 года ребенок знакомится со вкусовыми качествами всех продуктов, которые принято употреблять в его семье, и запоминает их. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления.

Нельзя упрекнуть автора и в чрезмерно критичном отношении к медицинским работникам, работающих в роддомах и детских поликлиниках, положа руку на сердце, ни один роддом все еще нельзя называть идеальным для родовспоможения по всем правилам, чтобы к беременным относились не только как к пациенткам больницы. Лично я назвала бы книгу Цареградской хорошим стартовым экземпляром для подарка будущей маме наряду с Сирзами, Глейдом Кертисом и Комаровским, но не наравне с ними - на ступеньку ниже из-за слишком напористой позиции автора в некоторых специфичных вопросах.

Возможность грудного вскармливания

Кормить грудью могут все!
Грудное вскармливание при наличии живого и здорового младенца невозможно лишь в том случае, когда нет матери или у нее удалены обе молочные железы. Биологическая мать может выкормить двойню, и даже тройню, не используя докорма до 5 месяцев. Даже двойняшки и тройняшки могут вырасти на исключительно грудном вскармливании до 4-5 месяцев. Выкормить грудью младенца может приемная мать, даже если у нее до этого не было собственных детей. Истинный недостаток молока, которым сегодня так напуганы современные матери, встречается только у 3% женщин. Остальные 97% могут кормить грудью, хотя часто и не догадываются об этом. Довольно часто женщины жалуются, что у них пропадает молоко от бытовых проблем, неустроенности, стресса или нервного напряжения. Оказывается, такой причины нет. Исследования убедительно доказали - если женщина ХОЧЕТ КОРМИТЬ, она будет это делать в любом случае. Так что в "отсутствии" молока виноваты, как правило, сами женщины, не желающие кормить своего малыша грудью или выполняющие неграмотные рекомендации. Если молодую мать знакомят с основными правилами и обучают приемам грудного вскармливания, она успешно кормит ребенка грудью как угодно долго и благополучно прекращает лактацию в физиологические сроки.

Чтобы грудное вскармливание было успешным, необходимо:
желание женщины кормить грудью;
обучение технике и практике грудного вскармливания;
выполнение основных правил грудного вскармливания;
своевременное решение проблем грудного вскармливания с помощью консультантов по лактации;
поддержка членов семьи и опытных матерей, имеющих положительный опыт продолжительного грудного вскармливания более 1 года.

Правильное прикладывание к груди

Если ребенок правильно захватывает и сосет материнскую грудь, то он может сосать сколь угодно долго, не причиняя маме никаких неприятностей. Правильное прикладывание к груди уберегает женщину от трещин и ссадин на сосках, лактостаза (закупорки молочного протока), мастита и т.д. Поэтому очень важно научиться правильно прикладывать ребенка к груди и следить за этим в течение всего периода грудного вскармливания. Как правило, обучение правильному прикладыванию происходит в течение первого месяца жизни. Однако, основным периодом, когда ребенок нуждается в напоминаниях и подсказках матери, является период от рождения до 8 месяцев. Если малыш захватил грудь неправильно или изменил положение во время кормления - необходимо отнять грудь и предложить ему захватить ее еще раз. Не следует бояться поправлять ребенка и предлагать ему брать грудь только в правильном положении - он ожидает подсказки матери и готов учиться. Эти ожидание и готовность заложены в его природе, поскольку без них он не сможет выжить.

Если ребенок был обучен неправильно брать грудь, то он и мама будут вынуждены переучиваться. При уверенных действиях матери переучивание происходит в течение 4 - 10 дней. Даже если малыш куксится и плачет, не желая брать грудь правильно, это не является причиной оставить переучивание. В процессе сосания в правильном положении ребенок получает необходимое для компенсации стресса количество эндорфинов. Эти гормоны счастья-радости вырабатываются у него в процессе сосания, а, кроме того, он получает их из материнского молока. Таким образом, материнское молоко и сам процесс сосания в правильном положении являются для ребенка средством для достижения психоэмоционального комфорта. Именно поэтому стресс, который он переживет, переучиваясь, несравнимо меньше по сравнению с постоянным стрессом, который он получает в результате каждодневного неправильного сосания. Сосание в неправильном положении приводит к хроническому стрессу и неблагоприятно сказывается на формировании нервной системы ребенка. Кроме того, оно может негативно сказаться на правильности формирования челюстно-лицевого аппарата и зубов.
При правильном прикладывании:
кормление ребенка не вызывает болезненных ощущений, боль может возникать только в момент захватывания ребенком груди;
не возникают травмы сосков, мастит и другие проблемы;
ребенок высасывает достаточно молока;
продолжительность кормления не имеет значения.
При неправильном прикладывании:
при кормлении ребенка возникают болезненные ощущения;
возникают повреждения сосков, мастит, лактостаз и др. проблемы;
возникает необходимость ограничивать время кормления;
ребенок высасывает мало молока и не наедается.
Удобная поза при кормлении
Очень важно, чтобы при кормлении мать принимала удобную позу сама и придавала удобное положение ребенку. Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза.

Обязательны для показа и обучения позы лежа и сидя из-под мышки. Кормление в основной позе сидя и сидя на ноге более сложно для выполнения. Поэтому этим двум позам целесообразно обучаться после освоения в течение 3-7 дней правильного прикладывания в позах "из-под мышки" и "лежа".
Кормление по требованию

Грудное вскармливание - это обоюдный процесс, поэтому, говоря о кормлении по требованию, подразумевают требования не только со стороны ребенка, но и со стороны матери.

Кормления по требованию ребенка . В основном частоту кормлений регулирует ребенок. Любое беспокойство, плач, или поисковое поведение, когда малыш вертит головой и ловит ртом находящиеся поблизости предметы, являются выражением требования приложиться к груди. Малыша первых месяцев жизни необходимо прикладывать к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. Для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. В общей сложности у малыша первых месяцев жизни в течение суток бывает 12-20 кормлений.

Не надо бояться, что при частых прикладываниях малыш переест. Желудочно-кишечный тракт ребенка приспособлен не к кормлению по часам, а к непрерывному кормлению! Кишечник младенца приспособлен к усвоению грудного молока в неограниченных количествах. В начале жизни ребенка активность его собственных ферментов невысока, но постоянное поступление активных веществ грудного молока стимулирует активность ферментов ребенка. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, помогающие собственному усвоению. Таким образом, грудное молоко является уникальной пищей, которая помогает сама себя усваивать. Именно поэтому оно усваивается гораздо лучше, чем любая суперсмесь.

Ритм кормлений. Требования младенца не хаотичны, а распределяются в течение суток в определенном ритме. У малыша первых 2-х месяцев жизни примерный интервал между требованиями в дневное время составляет 1 - 1,5 часа. В основном сосания сопровождают сон младенца - стадии засыпания и пробуждения. Если есть причины для дискомфорта, частота требований ребенка увеличивается, и он начинает чаще и продолжительнее сосать. Как только дискомфорт преодолен, младенец возвращается к прежней частоте, свойственной его возрасту. Очень часто и долго сосут дети, тяжело пережившие роды и имеющие повышенный статус тревожности. Как только стресс компенсируется, частота сосаний снижается до нормальной.

Начиная с 2 месяцев, прикладывания к груди становятся более редкими. Интервал между ними возрастает до 1.5 - 2 часов, однако кормления по-прежнему окружают сны ребенка. Ночной ритм прикладывания не меняется. К 4-6 месяцам прикладывания к груди становятся еще реже, но, тем не менее, их число не падает ниже 12 кормлений в сутки, и они по-прежнему связаны со сном. Это оптимальное число прикладываний малыша к груди для обеспечения нормальной лактации у мамы..

Кормления по требованию матери. В период грудного вскармливания мать и дитя представляют собой симбиоз, что предполагает удовлетворение желаний обеих сторон. У матери тоже может возникать потребность приложить ребенка к груди примерно каждые 1,5 - 2 часа. Эта потребность, также как и потребность ребенка, должна реализовываться, поскольку совпадает с ритмом потребностей ребенка в прикладывании к груди. Обнаружить эту потребность обычно удается, когда малыш спит более 1,5 часов. У матери переполняется грудь и она хочет приложить к ней ребенка. При возникновении этого желания нет никаких препятствий, чтобы предложить спящему младенцу грудь. Обычно малыш реагирует на требование матери: она подносит его к груди и начинает раздражать соском нижнюю губку малыша, в ответ на этот призыв он начинает раскрывать рот и ловить сосок. Каждой матери следует знать, что грудное кормление и сон ребенка - это процессы, которые не мешают друг другу и могут реализовываться параллельно. Более того, малыши предпочитают спать под материнской грудью, мирно посасывая ее. Кормление по требованию матери особенно актуально для ослабленных детей (больных, маловесных, недоношенных). Руководствуясь своим внутренним ритмом мать должна сама предлагать ребенку грудь с частотой раз в 1-2 часа. Ее должно беспокоить, если ребенок долго не прикладывался к груди. Это особенно важно для малышей первых 3-х месяцев жизни.
Кормление и чувство голода
В представлениях новорожденного младенца кормление не связано с чувством голода. Чувство голода в том виде, в котором его испытывают взрослые, формируется у ребенка только к 6 месяцам жизни. Новорожденный вместо голода испытывает дискомфорт, который снимает сосанием. Это внутриутробная привычка. Еще задолго до рождения, движимый необходимостью тренировать сосательный рефлекс, плод сосет свои ручки, петли пуповины и все, что проплывает мимо его рта. Появившись на свет, он продолжает снимать дискомфорт сосанием. Природа так и рассчитывала, что после рождения младенец будет испытывать дискомфорт по любому поводу и снимать его сосанием груди. При сосании груди малыш получает дополнительную порцию эндорфинов - гормонов счастья-радости и душевного покоя. Поэтому только у груди он может успокоиться, а заодно и насытится. Это единственный способ накормить существо, не ощущающее голод. Таким образом, сосание по требованию - это сосание для достижения психоэмоционального комфорта и сытости.

Именно потому, что ребенок не ощущает чувство голода, он может проспать кормление. В этом случае оказывается спасительным кормление по требованию матери, которая чувствует необходимость кормить своего ребенка и не даст ему делать слишком большие паузы между прикладываниями к груди. Кормление по требованию матери особенно актуально до 8-9 месяцев жизни младенца, пока у него не сформируется чувство голода, и он не научится самостоятельно регулировать потребность в кормлении.
Продолжительность кормления
Когда ребёнок насыщается, он ощущает комфорт, прекращает сосать и сам отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определённый промежуток времени и отнимать у ребёнка грудь. Разные дети остаются у груди разное по продолжительности время. Большинство из них насыщается за 20-40 минут, а некоторые малыши могут сосать 1 час и более.

Длительность сосания связана с тем, что молоко распределяется в груди таким образом, что вначале кормления ребенок получает раннее молоко, богатое водой, минеральными веществами и углеводами, т.е. пьет, и лишь через 3-7 минут сосания он доходит до позднего молока, богатого жирами и белками и начинает собственно есть. Когда малыш доходит до позднего жирного молока он начинает засыпать, поскольку жирное молоко вызывает сонливость, и переходит в стадию вялого сосания. Именно в этот момент мать может решить, что малыш наелся и уснул и забирает его от груди. Поэтому, часто матери, не зная об этой особенности, только поят своих детей и не дают им наесться, забирая от груди слишком рано. Особенно ценны моменты, когда ребенок спит у груди и медленно посасывает ее - именно в это время он полноценно насыщается. Мать должно беспокоить, если малыш в возрасте до 2 месяцев сосет всего 5-10 минут и не изъявляет желания спать под грудью.

Продолжительность кормления значительно зависит от возраста ребенка. Чем меньше ребенок, тем чаще и острее он испытывает чувство дискомфорта, и тем дольше и чаще он находится у груди. По мере взросления малыш начинает испытывать дискомфорт реже и менее остро. Кроме того, он становится достаточно сильным и ловким, чтобы быстро справиться с довольно большим объемом молока. Поэтому с 2-3 месяцев у детей появляются кратковременные прикладывания к груди, которые нужны для достижения психоэмоционального комфорта, и сохраняются продолжительные сосания для насыщения, которые сгруппированы вокруг снов.
Кормление из обеих грудей
Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую. Поскольку молоко в материнской груди неоднородно и делится на ранее молоко, которое ребенок получает вначале кормления, и позднее молоко, которое ребенок получает в конце кормления, не следует торопиться предлагать ребенку вторую грудь. Если мать поторопится дать малышу вторую грудь, то он не дополучит позднего молока, богатого жирами. В результате у него могут возникнуть проблемы с пищеварением: лактазная недостаточность, пенистый стул и т.д. При кормлении по требованию следует следить за тем, чтобы каждая молочная железа предлагалась ребенку на протяжении 1-2 часов и только потом менялась на другую. Прикладывание к одной груди на протяжении 1-2 часов позволит малышу получить позднее молоко и обеспечит полноценную работу кишечника.

В первые месяцы кормления мать чередует грудь через 1-2 часа. Кормление из обеих грудей может потребоваться ребенку только после 5 месяцев.
Ночные кормления и совместный сон
Ночные кормления необходимы для сохранения полноценной продолжительной лактации. Сосание груди в период между 3 и 8 часами утра стимулирует выработку молока в достаточном количестве для последующих дневных кормлений. В этот период должно быть организовано не менее 2-3 кормлений. Для лучшего развития ребенок должен обязательно получать и дневное и ночное молоко.

Совместный сон матери и ребенка облегчает ночные кормления и позволяет маме лучше отдыхать. К ребенку, который спит рядом, не нужно вставать, и сон у него гораздо спокойнее и дольше. Поэтому и сон матери становится более полноценным по глубине и продолжительности. Мнение, что мать может навалиться и "приспать" малыша, необоснованно. Женщина может повредить новорожденному, только если она находится в состоянии опьянения или приняла снотворное. Риск "внезапной смерти" гораздо выше среди детей, которые спят отдельно от матери. Кроме того, ночные кормления до 6 месяцев предохраняют женщину от следующей беременности в 96% случаев.

Если женщина испытывает беспокойство за жизнь и здоровье своего ребенка, когда он спит отдельно от нее - значит, она настоящая мать.
Ставить ли ребенка после кормления столбиком?

Если ребенок во время кормления нахватался воздуха, нет никакой необходимости придавать ему вертикальное положение, чтобы он этот воздух отрыгнул. Ребенок должен с самого начала учиться самостоятельно справляться с этой проблемой, освобождаясь от лишнего воздуха в процессе смены поз. Если малыш заснул под грудью, то его можно спокойно оставить спать в том же положении. Когда он проснется и мама возьмет его на руки, начнет с ним двигаться, меняя положение его тела, он получит возможность отрыгнуть мешающий ему воздух. Именно на этот механизм и рассчитывала мудрая природа.

Материнство - это очень комфортный процесс, в котором нет ничего специального.
Исключение докармливания ребенка
Грудное молоко является сбалансированной пищей и питьем для младенцев. Оно полностью удовлетворяет все жизненные потребности ребенка. При правильно организованном грудном вскармливании, включающем правильное прикладывание, частые и продолжительные кормления ребенка, совместный сон и ночное вскармливание - малыш не нуждается в дополнительном питании до 6 месяцев жизни.

Грудничок, находящийся на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, не нуждается в докорме до 6 месяцев жизни. А с 6 месяцев ему следует начинать вводить прикорм.
Исключение допаивания ребенка
Для сохранения полноценного грудного вскармливания и здоровья ребенка, маме следует полностью отказаться от допаивания малыша не только водой, но и различными чаями, укропной водой и т.д. Раньше педиатры советовали допаивать ребенка водой, поскольку считали грудное молоко исключительно едой и боялись обезвоживания организма. Эти опасения беспочвенны. В грудном молоке содержится 87-90% воды, поэтому, при полноценном частом кормлении грудью, потребность малыша в жидкости полностью обеспечена. Многие исследования доказали, что даже в условиях жаркого климата материнское молоко полностью удовлетворяет все потребности ребенка в жидкости. Кроме того, центры жажды и сытости в головном мозге у новорожденного практически совпадают и удовлетворяются одновременно. При допаивании водой мы обманываем малыша, создавая у него ложное чувство сытости. Это приводит к вялому сосанию и уменьшению потребности в грудном молоке.

При допаивании ребенка у матери сокращается количество молока, и кормление грудью может закончиться к 3-6 месяцам.
Опасность бутылочных кормлений и применение пустышек
Дети по-разному сосут грудь и бутылочку или соску-"пустышку". Ребенок, которого покормили из бутылочки или которому давали пустышку, будет неправильно брать материнскую грудь, поэтому после бутылочного кормления и применения пустышки у мамы могут возникнуть проблемы. Многочисленные примеры доказывают, что порой даже одного кормления из бутылочки достаточно, чтобы ребенок отказался от груди, и возникла масса осложнений с дальнейшим грудным вскармливанием. Применение пустышки приводит к тому, что ребенок начинает неправильно захватывать грудь, что провоцирует травмы соска. Кроме этого, известно, что даже кратковременное применение пустышки может привести к недостаточному набору веса у ребенка и сокращению лактации у матери.

Если женщина действительно хочет выкормить ребенка грудью, то среди предметов ухода за малышом не должно быть ни бутылочки с соской, ни пустышки.
Мытье груди
При мытье груди, особенно с мылом, с кожи соска и околососкового пространства удаляется защитный слой специальной смазки, которая их смягчает и содержит защитные факторы, предотвращающие проникновение в кожу груди болезнетворных микробов. Частое мытье сосков с мылом сушит кожу и приводит к образованию ссадин, трещин и мастита. Поэтому не следует мыть грудь перед каждым кормлением.

Достаточно мыть грудь простой водой без мыла ежедневно или один раз в 3-7 дней при приеме обычного гигиенического душа или ванны.
Сцеживание
Если мать кормит ребенка по требованию, то нет необходимости в сцеживании молока после каждого кормления. При нормальной лактации сцеживание препятствует естественному вскармливанию, поскольку оно отнимает время, которое лучше посвятить ребенку или домашним делам, и доставляет неудобства. Сцеживание бывает необходимо при проблемах - при нагрубании груди, лечении лактостаза или мастита, при лечении трещин сосков, при недостатке молока для увеличения его выработки, в случае вынужденного разлучения матери и ребенка, чтобы сохранить молоко и т.д. Необходимость в сцеживании определяет консультант по грудному вскармливанию.

Регулярное дополнительное сцеживание может привести к сокращению количества молока и прекращению лактации или, напротив, к гиперлактации и высокому риску возникновения лактостазов и маститов.
Как проверить что ребенку хватает молока?
Чтобы убедиться в том, что ребенку хватает грудного молока, нужно регулярно проводить тест на "мокрые пеленки" и взвешивать малыша раз в 1-2 месяца, а если что-то беспокоит, то раз в неделю. Здоровый ребенок при достаточном питании каждую неделю прибавляет в весе от 120 до 500 грамм. Частые контрольные взвешивания, производимые ежедневно или даже несколько раз в день, не дают объективной информации о полноценности питания младенца. Более того, контрольные взвешивания нервируют мать и ребенка, в результате чего младенец хуже прибавляет в весе, а у матери снижается лактация. Гораздо более информативным является тест на "мокрые пеленки", который заключается в подсчете числа мочеиспусканий в течение суток. При полноценном питании за сутки малыш может производить от 10 до 20 мокрых пеленок. Подсчет мочеиспусканий необходимо проводить именно за полные сутки, например, с 11.00 до 11.00 утра, потому что их частота в течение суток меняется. Более частыми они бывают утром и более редкими становятся во второй половине дня. При наличии 6-8 мочеиспусканий можно говорить, что у ребенка нет обезвоживания, но его питание можно и улучшить.

Сочетание теста на "мокрые пеленки", проводимого 2-3 раза в неделю и еженедельных взвешиваний помогут убедиться в полноценности питания младенца.

Ж. В. Цареградская

Анна: Написать этот текст меня побудил нездоровый ажиотаж, который СМИ раздули вокруг Цареградской. Пылая праведным гневом, они умудрились при этом полить грязью всех и вся. Понятно, что перекричать СМИ и доказать, Жанна Цареградская, не виновата, еще никому не удавалось, но давайте же включим здравый смысл.

Я – одна из потерпевших по этому делу, поэтому могу точно сказать, в чем именно обвиняется Жанна Владимировна. СМИ представляют ее чуть ли не убийцей детей, а в то же время благодарные мамочки, которым она когда-то помогла, вообще не в курсе о втором направлении ее деятельности…

Как можно увидеть из блога Цареградской, последние несколько лет она одержима идеями избранности, жаждой власти и непоколебимой уверенностью в своей правоте. Откуда это взялось и в чем именно она обвиняется сегодня?

По образованию педагог, работающий с маленькими детьми, а впоследствии медицинская сестра, начала свою деятельность в 90-х годах. В то время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) совместно с ЮНИСЕФ озаботились тем, что стремительно уменьшается процент матерей, кормящих грудью, а смесь подается чуть ли не как равноценная альтернатива грудного вскармливания, между тем, как смертность от искусственного питания стала зашкаливать.

Эти организации начали глобальную кампанию, призванную исправить положение и увеличить количество матерей, кормящих грудью. Для этого были разработаны правила грудного вскармливания , а впоследствии целый курс консультирования, давший начало новой профессии – консультант по грудному вскармливанию.

Так вот, в то время (а это более 20 лет назад) Цареградская и ее центр «Рожана» занимались тем, что оказывали помощь по грудному вскармливанию. Жанна Владимировна одной из первых в России стала консультантом, сотрудничала с первым роддомом, получившим от ВОЗ/ЮНИСЕФ звание «Больница, доброжелательная к ребенку», написала на эту тему множество статей и книг, одна из них – пособие для медицинских учреждений в соавторстве с к.м.н., педиатром Фатеевой Е.М. (научный консультант НИИ питания РАМН).

Потом Цареградская дополнила консультирование по грудному вскармливанию другими аспектами ухода за новорожденными в рамках естественного родительства. В основе этого подхода — разработки психологов (русских и зарубежных), практиков этого подхода (таких, как Марта и Уильям Сирзы, а у нас – Никитины), а также этнографические данные. В то время Цареградская действительно буквально спасала многих мамочек от многочисленных проблем, их поджидающих. Поток благодарных клиенток не иссякал, а «Рожана» пополнилась большим количеством опытных консультантов по грудному вскармливанию и уходу (все многодетные успешные мамы), которые проводили собственные наблюдения и копили положительный опыт материнства.

Где и на каком этапе благодарность матерей вскружила голову Цареградской?

В какой момент она вдруг вообразила себя божеством, имеющим право определять, кто хорош, а кто плох? Откуда пришла идея о том, что все должны поклоняться и служить ей? Но именно поэтому несколько лет назад она задумала создать секту, куда вошли мы – благодарные мамы, еще ничего не подозревающие о том, какие планы вынашивает Ж.В.

Почему мы попали туда? Да потому, что все начиналось вполне невинно: модное нынче экопоселение, жизнь на природе, хорошие отношения. И вдруг стали появляться странные идеи, излишние финансовые требования и притязания на поклонение. Цареградская стала настаивать на просмотрах всяких «обличительных» фильмов, внушая идею, что Россию хотят уничтожить и надо искать спасения. Жанна Владимировна все больше манипулировала доверием и все больше требовала, пытаясь внушить, что у всех нас проблемы со здоровьем. Причем делала это завуалированно, но настойчиво. Она тонко ссорила мужей с женами, настраивала одних против других, надавливала каждому на его больное место или недостаток, поэтому создавалось ощущение, что она знает все про тебя.

Она могла давить на родителей с помощью детей. Например, одной семье, которая в силу финансовой обеспеченности была необходима ей в поселке, Цареградская говорила, что переезд необходим их маленькой дочери, которая много болеет.

И вот в какой-то момент мы оказались должны организации огромные суммы, причем уже не на общие нужды, а такие вещи, как организацию широкомасштабного праздника, подарков для Жанны Владимировны и ее семьи, строительство большого дома для нее и т.д. Позже мы узнали, что и прежние наши «хозяйственные» средства шли прямиком в ее карман.

Некоторых особо внушаемых родителей затиранили до того, что они уж и не знали, как они обойдутся без помощи Цареградской. А последней каплей стали ее рассуждения о том, что надо всем лечиться у ее знакомого психиатра, который по сговору с ней объявлял приходящих к нему мам и детей ненормальными и выписывал им сильнодействующие препараты (которые, к слову, нельзя давать детям). Это было уже вопиющим вредительством, и тогда мы окончательно поняли, что за человек Цареградская. Ее основная цель – деньги и власть, причем власть даже, наверно, больше… И тогда мы ушли.

Но на этом дело не кончилось. Приехав месяцем позже за своими вещами, мы были обстреляны из травматических пистолетов ее мужем и сыном. Без сомнения, это было спровоцировано ею, потому что мне доподлинно известно: весь этот месяц в ее семье нагнеталась паранойя о том, что страшные и опасные люди приедут убивать ее и ее детей по приказу каких-то высших органов власти.

Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Не сотвори себе кумира – это, конечно, на все времена.

Наверно, эта участь закономерна. Но сейчас по факту важно не выплеснуть с водой младенца и отделить личность Цареградской от той полезной деятельности, которой она когда-то занималась. Ведь естественное родительство придумала не Жанна Цареградская, она лишь популяризировала этот подход в России, собрав воедино многочисленные источники – от психологов до исследований своих сотрудников.

«Рожана» существовала более 20 лет. Из нее вышло множество прекрасных специалистов, которые и до сих пор успешно помогают мамам. Многие из них теперь стыдятся того, что учились и работали в «Рожане», потому что последние годы существования этой организации были омрачены амбициозностью, заносчивостью и категоричностью руководителя… Поэтому не стоит бросать грудное вскармливание или методы, обеспечивающие и маме и ребенку комфорт и спокойствие только потому, что Цареградская когда-то была носителем этих идей.

Дениза: Во-первых, хочу сказать, что я благодарна Рожане за то, что она привела меня к осознанному материнству и многому научила (и даже отрицательный опыт — это тоже бесценный опыт).

Я, как и многие, познакомилась с «Рожаной» после рождения ребенка, когда обратилась к их специалистам с проблемами в грудном вскармливании. Консультант центра помог мне справиться с нашим вопросом, а также открыл для меня много нового в области материнства. Дальше к нам приезжал инструктор по уходу, потом курсы, а за ними тренинги. Вся информация, которую я получала на тот момент в «Рожане», находила отклик у меня внутри, советы и рекомендации были дельными и хорошо работали. На каком-то этапе я поняла, что мне настолько нравится это направление, что я тоже хочу в нем участвовать.

И я пошла сначала на курс консультантов по грудному вскармливанию, а потом и на инструкторский курс. Параллельно я много бывала в Николаевке, и все больше увлекалась идеями продвижения естественного материнства в массы. Цареградские много рассказывали нам о их желании создать экопоселение, которое будет благоприятной средой для молодых родителей для обмена опытом. Логичным продолжением был переезд в Николаевку и участие в развитии проекта. На первом этапе, если у нас и возникали вопросы и нестыковки, то они объяснились отсутствием опыта, и, вследствие этого, невозможностью увидеть всю картину в целом.

Наверное, всякий процесс обучения в любой области начинается с того, что человек берет на веру, то что ему дает учитель. А потом по ходу жизни ты проверяешь полученную информацию и делаешь свои выводы.

Будучи на первых этапах обучения и еще полностью доверяя учителю, я наблюдала, что происходило с теми, кто уже от нее отделялся. Надо заметить, мало кто уходил из «Рожаны» без скандала. Цареградская говорила, что все, кто уходят из «Рожаны», должны получить ее разрешения на использование методики и материалов, чтобы работать самостоятельно. Но никто и никогда не был достоин этого. А те, кто продолжали без разрешения, становились врагами.

Тем временем в Николаевке собрался коллектив единомышленников, которые были настолько увлечены идей экопоселения, что на многие вещи закрывали глаза или находили друг для друга объяснения. Просто очень хотелось сотворить мечту. В тоже время сама Жанна Цареградская стала меняться прямо на глазах. Чувствуя поддержку коллектива, она стала действовать более агрессивно. Я наблюдала, как она могла обругать по телефону консультанта, который хотел уйти из «Рожаны». Могла собрать консультантов и сотрудников на общее собрание и публично оскорблять и обвинять во всех бедах организации.

Также она начала крестовый поход против жителей деревни Николаевка: писала многочисленные заявления в полицию, безосновательно обвиняя людей. Например, человек спрашивает: «кто вы такая?», она пишет в заявлении «такой-то оскорблял меня и замахивался палкой». Это уже был тревожный звоночек для нас.

Следующим шагом Цареградской стало «увлечение психиатрией»: она начала ставить диагнозы направо и налево, убеждать всех посетить ее знакомого психиатра, к которому она водит своих старших детей и лечит их таблетками. Потом пошли предложения о сборе огромных сумм (речь идет о миллионах рублей) для дальнейшего развития проекта. События накатывались как снежный ком.

И у меня, и у других, возникало все больше и больше вопросов без ответов. Мы стали искать ответы у тех, кто работал в «Рожане» до нас. Постепенно удалось сложить картинку, и стало понятно, что от Цареградских нужно держаться подальше. Мы быстро собрались и уехали в Москву. А когда вернулись за своими вещами, по нам открыли огонь из травматического оружия (как будто мы воруем «их» вещи), и несколько человек пострадали.

Хочу обратить внимание, что центр «Рожана» и лично Жанна Цареградская — не одно и тоже. «Рожана» — это большое количество талантливых, бескорыстных мам, которые стали замечательными специалистами в области естественного материнства. Это также целое движение и направление доброжелательного отношения к ребенку.

«Рожана» стояла у истоков естественного родительства в России. И я нисколько не умоляю вклад организации, и благодарна ей за возможность окунуться в осознанное материнство.

Также хочу отметить, что большинство мифов о жестких методах в «Рожане» не имеют под собой реальной основы. И каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Да, имело место некоторая жесткая позиция по многим вопросам, но она исходила в основном от Жанны Владимировны. А многие консультанты центра, поначалу проецируя взгляды Цареградской как учителя, впоследствии меняли свою точку зрения.

Безусловно, Жанна Цареградская — человек неординарный, и только сильная личность могла поднять такое дело. Но как это можно часто наблюдать в истории, редко кому удается справиться с таким грузом ответственности. И Цареградская в данном случае не исключение. Она сильно изменилась за последние годы…

И я считаю, что на данный момент Цареградская использует «Рожану» и естественное родительство, чтобы реализовать свои личные цели. Она неглупый человек, именно поэтому действует через других людей: ее трудно поймать с поличным. В частности, она никогда не была директором «Рожаны», всегда кто-то другой, она пряталась за должностью методиста — никакой ответственности.

Стрельба, которая была в Николаевке, целиком и полностью на ее совести. Позже мы узнали, что в течение месяца после нашего отъезда она настраивала своего сына и мужа, что если кто-то из «сбежавших» вернется, их нужно отстреливать и закапывать в соседнем лесу. Она практически вложила в руки сыну и мужу пистолеты, а в результате снова вышла чистой из воды, так как подстрекательство очень тяжело доказать. Именно поэтому следственный комитет сегодня разрабатывает версию секты — это единственная возможность как-то остановить Цареградскую и привлечь ее хоть к какой-то ответственности. Но поскольку правоохранительные органы (также как и многие в нашей стране), плохо разбираются в аспектах естественного родительства, они сваливают все в одну кучу.

Очередная волна сюжетов на нашем телевидении снова ужасает своей безграмотностью и жаждой «горяченького». Сюжеты наполнены бессмысленными фразами и старыми кадрами, никак не связанными с реальными событиями. Очень забавно и в тоже время грустно видеть, как телевизионщики связывают кадры водных родов с «Рожаной», которая, как известно, всегда была против водных родов. Перечислять ляпы можно очень долго. Похоже, что сама по себе «Рожана» или Жанна Цареградская никому не интересны, а вот возможность в очередной раз напасть на домашние роды и естественное родительство упустить не могут. Очень жаль, что наши масс-медиа даже не пытаются разобраться в ситуации.

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем.

Компьютеры