Цртдию г. арзамас - психологические особенности современных детей-дошкольников

Карасёва Маргарита
Особенности современного дошкольника

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие , какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений? Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей . Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап . Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр., но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка , его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это снижение любознательности и воображения у дошкольников , их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то , что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают и некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей . Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника . Это современные игрушки . Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте . Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре .

Таким образом мы видим, ч то в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника . Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности , выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни - детство, в котором закладываются основы личности человека.

Информационные ресурсы :

1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание . – 2005. - №4 – С. 3-5

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. -160с.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. -192с.

4. Мухина B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.-456с.

5. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.-512с.

6. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д : "Феникс", 2004. - 320с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика . – 2007. - №8 – С. 9-11

Психологические особенности современных детей-дошкольников

Дети, появившиеся на свет в конце XX - начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на глазах разрушение традиционных форм детского бытия - исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.

Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных общественных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения, индивидуализация социальной жизни, меньшая регламентированность частной жизни граждан со стороны общественных институтов. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам - няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь - информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия - коммуникативной.

Современный мир - это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

Все это в полной мере относится и к детской культуре. Все меньше места в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же самое относится и к детской одежде.
Унификация детского имущества формирует унифицированные эталоны восприятия, единые стандарты и ценности. Процесс экономической глобализации, охвативший цивилизованный мир, с неизбежностью затронул и детство. Продукция для детей, как материальная, так и духовная, успешно реализуется не только там, где ее производят, но и в других странах.

Наряду с определенными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник.
Современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты - чтением, письмом, счетом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий - школьный - этап жизни.

Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад.
Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С.Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто» свидетельствует не только о его готовности к игре, но, в первую очередь, о начале активного познания и освоения окружающего мира в доступных, максимально адекватных его познавательным возможностям формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

Чем поддерживается свойственное детям стремление к игре, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность детства? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически переменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, сензитивности этого периода жизни к развитию той или иной психической функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от них остались лишь смутные воспоминания раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Другим последствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов. Повседневная жизнь естественным образом ограничивает возможности ребенка познакомиться со всем чувственным многообразием окружающего мира. Высокие технологии позволяют восполнить этот пробел, предоставляя в распоряжение ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов, животных и пр. Например, компьютерная программа познакомит малыша со звучанием не только пианино, гитары или барабана, но и скрипки, флейты, органа, виолончели, контрабаса, волынки.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним - не слишком интересное задание для малышей, однако гораздо более полезное, чем молчаливое раскладывание тех же картинок на экране компьютера, подкрепляемое не устным откликом или похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.
Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно взрослый знакомит ребенка с предметным содержанием окружающих его вещей и явлений, именно взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром, именно ко взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой воспитателями, является повышенный эгоцентризм. В определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точку зрения другого человека. Преодоление детского эгоцентризма является одним из важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

Верно гласит народная мудрость:

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

Что же мы знаем о наших детях?

Современный ребенок наделен разными чертами: он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, беззаботный и деятельный, поверхностный и глубоко мыслящий, общительный и застенчивый — в общем, он противоречивый. Отсюда и наша статья состоит из противоречий, утверждений и отрицаний одновременно.

Современные дети - это объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто ДРУГИЕ. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет), а это влечет за собой пересмотр методов обучения в начальной школе. Посещая открытые уроки в начальной школе, мы видим эти изменения: стиль общения между учителем и школьником стал носить личностно - ориентированный характер, на уроках царит взаимопомощь и взаимовыручка между детьми, дети свободны и коммуникабельны, и это не может не радовать.

Радует и тот факт, что впервые в истории дошкольного образования появился федеральный государственный стандарт, который призван многое изменить в системе дошкольного образования, в части методов воспитания и приёмов обучения, педагогических технологий, условий, и результата дошкольного образования, а также в части преемственности образовательных программ дошкольных учреждений и начальной школы.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. В каждой возрастной группе насчитывается несколько гиперактивных деток. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья. Калугина Т.А., педагог - психолог, работавший в ДОУ до недавнего времени, успешно помогал в решении данной задачи. Но реалии таковы, что на сегодняшний день специалистов нет, так как нет их в штатном расписании. Поэтому проблема психологической поддержки и коррекции дошкольников на сегодняшний день остаётся открытой. Хотя некоторые родители, желающие помочь своим детям, находят выход, посещая коррекционные занятия на платной основе.

Современные дети активны, общительны, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания. И это отмечают учителя начальной школы. На совместной встрече учителями актуализировалась данная проблема. Хотя, начиная с раннего детства, воспитатели настойчиво и успешно решают задачу по формированию навыков самообслуживания у детей. У них есть на это время. Но не всегда его достаточно у родителей. Часто можно наблюдать такую картину: родители забирают ребенка из детского сада, торопят, чтобы он быстрее одевался. Иные родители одевают ребенка даже в подготовительной группе, хотя каждый может делать это самостоятельно. А потом удивляемся, что в школе ребенок не самостоятелен, не организован.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаждеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематогрофической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. На наш взгляд, применение мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагогов более чем оправдано, это шаг в сторону современных детей. На прошлой неделе на областные деньги, выделенные впервые, приобретен второй комплект мультимедийной аппаратуры (проектор, ноутбук), специально для детей.

Считаем важным, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения наилучшего результата. Но у большой информируемости есть и оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем некоторые детки имеют задержку психического и речевого развития. Многие дети пятилетнего возраста нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Мы, педагоги, бьем тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть по 4 часа в день. Психологи делают неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач, компьютерных игр на психическое развитие детей. Но от технического прогресса не убежать и не спрятаться. Необходимо выбрать золотую середину:

Ограничить время проведения в компьютере, у телевизора не более 30 мин. в день;

Отбор и цензура развивающих игр и мультфильмов обязательны.

В эмоциональной сфере романтизм уступил место прагматизму. Современные дети всё готовы сделать за приз, сюрприз, или по формуле «ты мне - я тебе», то есть не бескорыстно. Не постесняются задать вопрос: «А что мне за это будет? А что ты мне дашь взамен?». Маленькие собственники - «моё, никому не отдам».

Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми. И если сам воспитатель, родитель, учитель не занимают авторитарную позицию, а находятся с ребенком на правах опытного сотоварища, партнера, то ребенок раскрывается совсем по-другому. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Ведь развитие подразумевает появление нового отношения к миру и другим людям, появление новых способностей и новых желаний, интересов и побуждений к действию, к деятельности. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то стремится.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребенком, учителем и школьником), когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При таких условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Педагогическая задача воспитания современных детей заключается в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

В условиях современного кризисного общества отчужденность детей от родителей нарастает, а дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания проявляется всё отчетливее. Родители все меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Всё это косвенным образом проецируется на детей.

Новым социальным страхом для родителей стала неуспешность детей. Многие родители одержимы идеей как можно раньше научить детей считать и читать. Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, форсируя естественное развитие ребенка, перенасыщают информацией. Однако не задумываются о самом важном: какими глазами малыш смотрит на окружающий мир? Безразличными, настороженными, обиженными, сердитыми или спокойными, добрыми, уверенными и счастливыми? Формирование положительного мировосприятия - это основа будущей успешности маленького человечка. При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть. Взрослые должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить.

В итоге мы имеем следующую картину: большинство родителей винят во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, то есть, мы с вами, виним как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

И всё - таки, Новый Закон «Об образовании в РФ» четко закрепил, что родители являются первыми и главными учителями своих детей, детский сад и школа помогают им.

Полный текст

Со времен классиков известны размышления на тему конфликта отцов и детей. Дискуссии на эту тему продолжаются, и, по всей вероятности, уже никогда не прекратятся. На малышей в этих спорах внимания не обращали, поскольку было общепринято, что это невинные ангельские создания, которых надо холить и лелеять. Но вот относительно недавно взрослые стали замечать, что эти малыши совсем не такие, как были раньше. Возможно, свою роль здесь сыграл научно-технический прогресс. Сейчас дошкольники с уверенностью тащат в детский сад PSP и «режутся» в «стрелялки», «квесты», «ходилки», а воспитательница редко и с опаской, не нажать бы чего лишнего, раскладывает на компьютере пасьянс.

Раньше для всех детей дошкольного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными дошкольниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым (и не только ученые, иногда и просто люди, которым кажется, что они разобрались в вопросах воспитания), пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

К обсуждению этой проблемы мы пригласили:

  • БЕРЕЗИНУ Надежду Олеговну –
  • ВАСИЛЬЕВУ Елену Юрьевну – детского аналитического психолога, арттерапевта;
  • ЕГОРОВУ Марину Сергеевну – доктора психологических наук, зав. кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • ЛАШНЕВУ Ирину Павловну – кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника НИИГД;
  • МИКЛЯЕВУ Наталью Викторовну – кандидата педагогических наук, доцента МГПИ, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.

– На взгляд профессионалов, много лет работающих с детьми, есть ли принципиальные различия между современными деть­ми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет?

М.С. Егорова : Социальные институты, связанные с воспитанием детей, очень консервативные и не меняются с точностью до наоборот за 5–10 лет из-за изменения политической ситуации, дохода родителей или содержания телевизионных программ. Первые стихи и сказки, которые слышат дети, те же самые, что слушали их бабушки и дедушки (если на прабабушки). Во что играть с ребенком, за что хвалить и как наказывать, определяется детским опытом родителей. То новое, что появляется сегодня (игрушки, компьютеры, книги), фильтруется семьей и включается в старые, привычные структуры.

В нашей лаборатории в Психологическом институте РАО было проведено исследование: мы беседовали с 6-летними детьми на разные темы: что они любят и чего боятся, во что играют, что им читают, как проводят выходные дни и т.д. (в 2001 г. по результатам этого исследования была опубликована книга «Из жизни людей дошкольного возраста»). Сейчас, спустя 10 лет, мы проводим аналогичное исследование. Так вот, нельзя сказать, что социальное развитие дошкольников вызывает опасения: как и раньше, они любят классические сказки и находят своих «героев» среди их персонажей. Они очень хорошо знают, что хорошо, а что плохо, и хо­тят быть «хорошими» – помогать старшим, не обижать маленьких, не жадничать, не драться, беречь природу, хорошо учиться в школе. Не знаю, что должно было бы произойти в обществе, чтобы родители оказались не в состоянии передать эти базовые представления детям.

Н.В. Микляева : Прин­ци­пиаль­ных отличий, думаю, нет. Это дети, которые получают радость от двигательной активности и познания мира, стремятся к общению и хотят «делать, как взрослые» и «быть взрослыми», по словам Д.Б. Эльконина. Им, как и дошкольникам прошлых лет, нужно одобряющее внимание взрослого и принятие их чувств, любовь. Ради этого они готовы осваивать неизвестные территории и совершать немыслимые подвиги: например, многим родителям хочется, чтобы их дети рано научились читать и считать – и вот, они уже в 1,5–2 года готовы тратить все потенциалы психического развития на узнавание и опознание букв, складывать их в слоги и слова, пересчитывать баночки и формочки – лишь бы взрослый обратил на них внимание и показал, как рад их успехам. В итоге развитие зрительного восприятия и наглядно-дейст­венного мышления осуществляется на ином, чем ранее, материале – на более высокой, чем прежде, абстракции и степени схематичности. Увеличены конструктивные возможности дошкольников благодаря обогащенной предметно-развивающей среде дома и в детском саду. В итоге наглядно-образное и образно-логиче­ское мышление развиваются лучше.

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психиче­ское развитие стало другим (оно, как и прежде, развивается по законам системогенеза) или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста­вать развитие социальных эмоций – со­пе­ре­живания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в воле­вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и… перестают быть детьми. Дети это чувствуют – они боятся и не хотят взрослеть. Кроме того, несмотря на воспитанное в них чувство самостоятельности и независимости (кстати, оно часто касается только высказывания своих желаний и мнений, а не практической ориентировки в окружающем мире и соответствующей компетентности), они нередко имеют комплекс неполноценности (парадоксально: и это-то при повышенном уровне самомнения) и боятся... что их не любят.

Е.Ю. Васильева : Наиболее час­тая проблема, с которой я встречаюсь на практике в последнее время, – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны, мотивация снижена) на фоне развитого по возрасту интеллекта. У таких деток часто появляется невротическая симптоматика, затруднен контакт со сверст­никами, нарушена адаптация. На мой взгляд, в настоящее время родители очень много внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка, начиная с раннего возраста, и при этом мало внимания остается на чувства и переживания ребенка, теряется эмоциональный контакт. А возможно, это и требование времени – ог­ромный поток информации, с которым дети встречаются каждый день, они не в состоянии осмыслить и переработать…

Н.О. Березина : Наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. За последние 20 лет первая группа здоровья уменьшилась практически в два раза. Сейчас в дошкольных учреждениях только около 5% абсолютно здоровых детей, практически в два раза выросло число детей с хронической патологией – около 25%. Не­гативная тенденция в состоянии здоровья современных детей прослеживается очень отчетливо. Это касается отклонений в физическом и нервно-психическом развитии дошкольников.

– Говоря об особенностях современных детей, вы не упомянули детей индиго, о которых сейчас так много говорят и пишут в различных средствах массовой информации. Вам доводилось на практике сталкиваться с подобным феноменом?

Н.О. Березина : Пока только в средствах массовой информации, в литературе. Мы бываем во многих садах, но детей индиго не встречали.

Н.В. Микляева : Идеи о необычных детях не новы. Так, на раскрытие «тайных духовных сил» в человеке и воспитание «шестой расы» уже претендовала в свое время вальдорфская педагогика. Есть и другие примеры.

Современная общественность недалеко ушла от идеи воспитания и обучения детей особой расы – представителей будущего человечества. Эти идеи воплощаются сегодня в рамках работы с детьми «индиго». Считается, что они являют нам прообраз того сверхчеловека, к которому идет все человечество: с огромными интеллектуальными и духовными возможностями, наделенного сверхинтуицией и экстрасенсорными способностями. Правда, почему-то сочетающего все это с гипердинамическим синдромом, нарушением внимания и поведения, невладением навыками коммуникации. Это очередной «социальный вывих» на пути воспитания и обучения подрастающего поколения, «педагогическая яма», в которую попадают родители и воспитатели, связанная с нежеланием реально смотреть на вещи, анализировать собственные и чужие ошибки и обусловленная потребностью в достижении мгновенных, «стопроцентных» результатов воспитания и обучения детей. Такого не бывает, тем более за чужой счет. Особенно, если этот «счет» предъявляют религиозные организации и сообщества, представляющие опасность для духовно-нравственного развития и воспитания детей, для формирования их мировоззрения.

В случае с детьми индиго именно так и происходит. Иначе не появилось бы среди их пропагандистов столько «эмиссаров света» и людей –«катализаторов человечества», занимающихся «духовной философией» и ментально-физической медициной, рэйки, хиропрактикой и парапсихологией.

Е.Ю. Васильева : По моему мнению, за этим термином часто стоят реальные трудности и ребенка, и взрослого. Это и нарушения контакта с малышом, и трудности адаптации… Не важно, как мы назовем ребенка, важно оказать ему адекватную помощь, в которой он, скорее всего, нуждается.

М.С. Егорова : Про детей индиго очень много популярных публикаций и очень мало серьезных работ. Всегда были дети, которые в 8 месяцев начинали ходить, в полтора года говорили сложными фразами и в два года умели читать. Дети развиваются с разной скоростью, и только прослеживая развитие ребенка в течение многих лет, можно сказать, действительно ли это был «особый» ребенок или же он просто развивался по-другому.

– Какие тенденции в развитии современных детей вас настораживают?

И.П. Лашнева : Современные дети более коммуникабельные, информированные. Они больше осведомлены о жизни во взрослом мире, чем дети прошлых лет. Но дети прошлых лет были более фантазийные, их воображение было развито гораздо сильнее. Современные игрушки и игры не позволяют воображению современных детей ярко развиваться. За их воображение все уже сделано.

Н.В. Микляева : Их неумение играть. У них нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми. В основном дети застревают на этапе сюжетно-отобразительной игры. Потому что игра развивается спонтанно, главным образом через обыгрывание игрушек, которые есть дома и в детском саду, но не нацелена на воспроизведение разных векторов человеческих взаимоотношений, в которых игрушки выступают не самоцелью, а только средством, позволяющим наметить их контуры и атрибуты. Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».

Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. Разновозрастных групп в детском саду практически нет. Во дворе они не складываются (да и родители этого боятся как огня, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками). В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Между тем, кто может научить детей тому, что конституирующими моментами игровой деятельности являются воображаемая ситуация, игровая роль и игровые правила?

М.С. Егорова : Современные дошкольники очень рано знакомятся с конкуренцией. Для того чтобы попасть в хорошую школу, надо быть «подготовленным», и бедного ребенка начинают дрессировать. И дело здесь часто не в амбициях родителей, а в том, что «плохая» школа – это в перспективе куча проблем (не только низкий уровень образования, но и друзья из неблагополучных семей). И что с этим делать – непонятно. Школы действительно очень разные. Поступление в школу нельзя отложить на следующий год, как институт, – не поступил, куда хотел, в этом году, подготовься получше и попробуй через год. Вот родители и стараются, причем зачастую не очень грамотно – не учитывают возрастные особенности ребенка, вызывают отвращение к учебе, переутомляют ребенка, что сказывается на здоровье.

Конкуренция есть и в детских учреждениях. Какие бы ни писались методические пособия, объясняющие, что нельзя дошкольникам давать отрицательную обратную связь, детей сравнивали и сравнивают друг с другом, ставят в скрытом виде оценки, говорят, кто лучше, кто хуже, и тем самым снижают у детей и самооценку, и познавательную потребность.

И.П. Лашнева : Нас настораживает, что увеличивается число детей, имеющих проблемы со здоровьем. В подтверждение опасений за малышей приведу результаты наших исследований. Отклонения физического развития достигают, по нашим исследованиям, 19–24%. У 12% детей наблюдается дефицит массы тела, а у 8–12% избыточный вес. За последние 5 лет выросло число детей с избытком массы. Каждый третий имеет диагноз «ожирение 1–2-й степени». Это уже не функциональное отклонение, а диагноз. У 60–70% детей отмечаются функциональные нарушения костно-мышечной системы. У 35–40% – отклонения в формировании свода стопы. При этом у 70–80% из них наблюдается сочетание плоскостопия с вальгусной деформацией стопы. У каждого третьего ребенка выявляется слабость мышц брюшного пресса, что увеличивает риск возникновения грыж. Асимметричные формы нарушения осанки связаны с длительными статичными нагрузками у дошкольников.

Отставание по физической подготовленности выявлено у 25% пятилетних детей и у 15% – 6–7-летних. У каждого четвертого ребенка отмечаются показатели ниже среднего по результатам выполнения прыжка в длину с места. Наиболее часто встречаются отклонения у детей, которые часто болеют, при отсутствии рационального питания, закаливания, режима дня с достаточной двигательной активностью. Физиометрические данные: у 25–35% детей выявлен уровень развития мышечной силы ниже среднего. Жизненная емкость легких снижена у 10–15% дошкольников.

– Ухудшающееся здоровье современных детей – факт очень тревожный. С чем это связано? Какие факторы влияют на состояние психиче­ского и физиологического здоровья детей?

М.С. Егорова : Здоровье матери, грамотное сопровождение беременности, патронаж в первые месяцы, по возможности грудное вскармливание. Сокращение численности детсадовских групп. Поддержка разных форм ДОУ. Нельзя сокращать дошкольный период – многие дети не могут начать обучение в 6 лет, они еще физиологически не готовы к школьному способу получения знаний. И это проблема не только школьной реформы – например, родители мальчиков боятся отдавать детей в школу в 7 лет из-за армии (не будет «запасного» года).

Н.О. Березина : Неблагоприятные факто­ры – это неблагополучная экологическая ситуация. Особенно в условиях большого города, например, в Москве. Это гипокинезия, характерная для современных детей. И опять-таки это те заболевания, которые связаны и с патологией беременности, и с тяжелым протеканием родов, в результате чего у детей возникают отклонения в физическом развитии, нервно-психическом. Сказывается на здоровье и влияние образовательного процесса, увеличение нагрузки. Для детей, особенно дошкольного возраста, это очень плохо. Пагубно воздейст­вует на детей нерациональный режим дня, долгие просмотры телепередач, нарушение сна, недосыпание, нерациональное питание. Нарушение гигиенических условий пребывания детей в дошкольных учреждениях. Значим также нездоровый образ жизни в семье.

– По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Что касается нашей страны, то статистика тоже неутешительная. По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6–7 лет не готовы к обучению в школе, а 30–35% дошкольников имеют хронические заболевания. Если опираться на статистику, то детей срочно нужно спасать. В первую очередь от кого и от чего?

Е.Ю. Васильева : От нас, взрослых, вернее, от тех, кто забыл, что когда-то был ребенком и наглухо захлопнул дверь в собственное дет­ство, от тех, кто знает ответы на все вопросы и поэтому всегда знает, как лучше… Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир, и задача взрослых учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.

И.П. Лашнева : Меня беспокоит та негативная информация, которую наши дети получают с экранов телевизоров, радио. Негативные герои встречаются даже в мультфильмах. Это, естественно, сказывается на детях. Обратить внимание также надо на квалификацию воспитателей, на гигиеническую культуру родителей. На всех совещаниях мы говорим о том, что нагрузка не должна приводить к ухудшению здоровья и должна быть адекватна функциональным возможностям организма.

Н.В. Микляева : Каждое поколение должно отвечать за то, что оно делает. Поколение современных взрослых – это люди, которые боятся будущего, которые страшатся жить, пугаясь бытовой неустроенности и житейских проблем. Их страх передается детям, которые еще даже… не родились. И, думаю, дело даже не в том, что дети рождаются слабыми и больными. К сожалению, именно такие дети нужны современным взрослым, чтобы почувствовать себя сильными, понять ответст­венность родительства и попытаться ее поднять – и понести, сколько можешь. Настрадаться на этом пути и… научиться понимать, что дороже этого малыша ничего быть не может, что ради него способна (или способен) горы свернуть и бороться с любым будущим, которое его ждет. Так страх сменяется любовью. Так наше поколение учится брать на себя ответственность за то, что ждет его и следующее поколение. Раньше этому учила война, теперь – болезни детей.

Другое дело, что мы не понимаем, как поступать в такой ситуации, отчаиваемся и унываем, бежим от этих проблем, пытаемся отгородиться от них, приклеив к ним ярлыки и благополучно забыв. Вы думаете, так важно, что ребенок в 6–7 лет не сможет выполнить ряд диагностических заданий и окажется неготовым к школе? Неужели весь смысл предшествующего периода в том, чтобы на следующей ступени его развития приклеить к нему бирочку «годен» или «не годен»? Дети – это не товар, который мы, взрослые, раскладываем по полочкам – негодный, с проблемами в развитии, или нормальный, а может быть, талантливый или одаренный, да­же ребенок индиго? В связи с этим в Интернете сейчас создано немало родительских и педагогических сообществ, посвященных проблемам и перспективам воспитания таких детей, появляются даже клубы семей индиго. Как будто они – избранные. Как будто их не касаются проблемы современного общества. У них – свой ярлычок и… своя цена.

Мы все анализируем и раскладываем по полочкам, определяя цену этому «всему», – здоро­вье детей, их интересы и взгляды, способности, интеллект и проблемы, стремясь защитить себя от ощущения собственной беспомощности. Словно от этого станет легче. Словно можно будет «по кусочкам» собрать какого-нибудь Колю или Дашу и определить цену его развития, воспитания и обучения… Так же, по фрагментам, мы собираем методы и приемы, современные технологии воспитания и обучения, забывая, что перед нами – просто ребенок, который хочет внимания, тепла и ласки, который ради этого готов на многое. В итоге мы пичкаем его всевозможными развивающими методиками, тратя уйму времени на то, чтобы он потерял интерес к движению и игре, к исследовательской и творческой деятельности. Он и теряет их... вместе с остатками здоровья. Да, перегрузки здесь играют большую роль, но, повторяю, дело не в них. Точнее, не столько в них. Скорее, дело в неумении целостно смотреть на мир и нежелании взрослого встать на место ребенка и понять, чего он ждет от вас сейчас и теперь, ради чего он общается с вами – чтобы малыш понял, ради чего он пришел в этот мир. Это рождает чувство доверия ко взрослому и ощущение доверия к миру, безопасности от общения с ним. Это та психологическая основа, на которой держится здоровье ребенка. Это и есть понятие НОРМЫ.

Кстати, оно сейчас практически утрачено. Мы занимаемся либо поиском отклонений – в худшую или лучшую сторону, либо их коррекцией. Эта же участь касается и физического, психического или психологического здоровья. В этом отношении не следует забывать, что развитие ребенка осуществляется по законам системогенеза: всегда есть периоды, когда одни функции развиваются хуже, другие – лучше, находясь в стадии созревания, перехода на следующий уровень развития. Однако диагностика детей в этот период покажет функциональные отклонения в развитии именно этой системы.

В критические периоды развития – в 1, 3 и 7 лет – вся система находится в состоянии неустойчивого равновесия. В особенности это касается костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. И что, после скрининга записывать детей в категорию имеющих отклонения в здоровье? А нельзя просто подобрать оптимальный режим дня, физической и умственной нагрузки, методику закаливания? Это оказывается сложнее, чем начать лечить ребенка от того, чего у него пока, к счастью, нет. Пока…

М.С. Егорова : К сожалению, «срочно» мало кого удастся спасти. Здоровье детей закладывается задолго до их рождения. Каким было детство у родителей, чем они питались, чем они больны – все это небезразлично для здоровья того, кто появляется на свет сегодня. А это в один день исправить нельзя. Необходима планомерная работа по улучшению охраны материнства и детства. Часто рассказы женщин о пребывании в роддоме по драматичности мало с чем можно сравнить. Необходимо развивать коррекционную педагогику для детей, неспособных учиться в нормальной начальной школе. Необходимы школы для детей, которые по уровню умственного развития готовы к обучению, но по состоянию здоровья не могут выдержать обычную нагрузку.

– Здоровье детей ухудшается, амбиции родителей растут, требования контролирующих организаций ужесточаются. Как быть воспитателям в такой ситуации?

И.П. Лашнева : Для воспитателей очень важно, чтобы они использовали в работе те методические рекомендации, которые утверждены и Минздравом и Министерством образования. Сейчас воспитателю очень сложно разобраться и найти то, что нужно для работы. Все материалы должны быть апробированы, чтобы не нанести вред детям.
Н.В. Микляева: Я не согласна с тем, что воспитателям сложнее работать из-за того, что ухудшается здоровье детей. Да, у них есть определенные проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут быть связаны с пониженной активностью детей и восприимчивостью к педагогическому воздействию со стороны взрослых, с нарушением их обучаемости. Воспитателям сложнее осуществлять индивидуальный подход к детям в педагогиче­ском процессе. Это требует не просто опыта, а умений анализировать воспитательные и обучающие ситуации взаимодействия с ребенком. Возможностей для этого масса: есть много методических пособий и рекомендаций, позволяющих повысить уровень самообразования, постоянно организуются курсы повышения квалификации. Самое главное для современных воспитателей, на мой взгляд, – любить детей, уметь хотеть что-то делать ради них и для них,
и учиться думать, прежде чем делать. Особенно это касается использования новомодных методик и технологий, за которыми ничего, кроме спекуляций, не стоит (это снова укол в сторону пособий по развитию детей индиго).

– Каким должен быть воспитатель, чтобы работать с современными детьми?

Н.О. Березина : Как правило, в детских садах в Москве педагоги квалифицированные. Воспитатели практически все с высшим образованием. Но надо обратить внимание, что они работают в такой бурный информационный период, когда со всех сторон много информации и порой противоречивой. Они с этим сталкиваются и даже теряются, что действительно нужно, а что и противопоказано. Очень сложно разобраться в потоке такой информации. Да еще и всякие авторские методики, которые не прошли гигиеническую экспертизу. Поэтому и нужны курсы повышения квалификации. Есть прекрасные институты, которые дают то, что нужно воспитателям по всем областям. И методические центры, которые должны сотрудничать с институтами научными и в унисон работать по проблемам детства.

– Насколько хорошо воспитатели владеют здоровьесберегающими технологиями?

Н.В. Микляева : Чтобы чем-то владеть, нужно это что-то знать и понимать, исследовать на практике и сделать выводы о возможностях применения. В этом отношении здоровьеукрепляющие, здоровьесберегающие и здоровье формирующие технологии относятся к разряду неустойчивых терминов – ученые сами точно не определились, чем они похожи и чем отличаются. На данный момент это, скорее, обобщающее понятие, которое предполагает акцент на профилактической и пропедевтиче­ской функции физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает при этом создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников, профилактику возможных заболеваний средст­вами физической культуры и с помощью формирования у детей привычки к здоровому образу жизни.

Что можно сказать относительно их использования в детском саду? Нередко воспитатели практически не обращают внимание на воспитательные технологии, но много времени уделяют образовательным. Между тем знание того, «как дышат легкие» или «движется кровь по сосудам», не воспитывает у детей желание самосовершенствования, напротив, появляется страх перед тем, что опасно для здоровья, перед болезнью и вездесущими микробами. Радость движений и двигательной активности, характерная для детей, теряется. Кроме того, лишний раз пробежаться по ступенькам или обежать вокруг веранды детского сада – тоже нельзя. Потому что бегать можно только в физкультурном зале, а здесь можно «лбы расшибить». В связи с этим мне иногда кажется, что разработанные сегодня «способы обеспечения безопасности жизнедеятельности» способны со временем заменить весь комплекс профилактических и мероприятий. Ведь, например, можно выпить кислородный коктейль, сделать точечный самомассаж и пройтись по мокрым полотенцам босыми ногами, чтобы не подхватить грипп и т.д. При этом почему-то «можно» парить 25 детей в теплой одежде перед выходом на прогулку, одевая оставшихся пятерых-семерых. Почему-то «можно» не обращать внимания на то, что они мокрые, а их выводят гулять на улицу, где мороз и т.д. Это нежелание воспитателей оторваться от решения каких-то ситуативных, даже не педагогических, а житейских, организационных задач взаимодействия с детьми, с детским коллективом. Оно же позволяет не замечать, как устали дети просто сидеть на занятии, слушая, как уже 30 минут «вещает» педагог, как не хватает им просто возможности… побегать по группе. Да и как такое возможно? Ведь группа не для того, чтобы бегать. Этакий пешеходный переход для дрессированных зайчиков. А что им можно делать еще? Сидеть. Вот они и сидят, а мы – бегаем, внедряя во все режимные процессы здоровьесберегающие технологии, чтобы наши дети не превратились в гипсовые статуи. В этом основная проблема внедрения данных технологий. Надеюсь, мы ее решим.

И.П. Лашнева : Проблема внедрения здоровье­сберегающих технологий – это необходимость совместной работы медиков и воспитателей. Но сейчас, как известно, очень сократили ставки в детских садах на персонал, занимающийся оздоровлением. С одной стороны, мы везде говорим о здоровьесберегающих технологиях, с другой – у нас ликвидируются ставки и медсестер по оздоровлению. У нас нет специалиста по оздоровлению для координации работы в дошкольных учреждениях. Порой не хватает помещений для проведения ЛФК или массажа. Нет необходимых условий и нет ставок. И хотя сейчас кризис, но детское учреждение не может без этого существовать. Для нас, практиков, это наиболее актуальные вопросы. И если они не будут решены, то состояние здоровья детей будет ухудшаться.

Круглый стол вела Элла Емельянова

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ковальчук Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74 "Филиппок"
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты–Мансийский автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема:
Дата публикации: 18.07.2018
Раздел: дошкольное образование

«Современный дошкольник, кто он?»

Подготовила Ковальчук Людмила Николаевна.

Сегодня дошкольник совсем не тот, какой был его сверстник вчера. Меняются

нравы, меняется социум.

Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, он свободно

ориентируются в современной технике, ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и

рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках

машин, названиях производителей одежды и т. д. Дети хорошо информированы.

Они рассуждают на взрослые темы, смотрят сериалы и хорошо разбираются в

хитросплетениях сюжетных линий. Удивляешься, порой, что дети делают

неординарные и неожиданные выводы в недетских ситуациях. Мы взрослые

всерьез думаем о преждевременном взрослении нынешнего поколения. Куда же

девалась детскость и игра? Возможно, это отголоски воспитания и жизненного

уклада занятых современных родителей. Дети – зеркала, в игре они проживают то,

что проживают окружающие их взрослые. К сожалению, или к счастью, у них нет

другого опыта. Обыкновенная казалось ситуация: в гости в группу приходит

сказочный персонаж и с него начинается постановка проблемы. Да вот беда -

современные дети в большинстве своем не знают живости характера Буратино

или пытливого ума Незнайки. Это не герои современного времени. Поэтому,

прежде чем взять такую постановку проблемы, нужно познакомить детей с этими

произведениями. Пусть многие говорят, что эти герои устарели, нет ничего

подобного. Детский ум очень пытлив, детям вдвойне интереснее узнать то, что

они не видят на страницах современного интернета и редко встречается на экране

телевизора. Да и родители на столько заняты, им проще отвести ребенка в

Итак, все в наших руках, познакомили с героями, прочитали произведения,

посмотрели сказки, да и еще на большом экране (спасибо ФГОС), ведь не отнять у

детей тягу к современным технологиям. И все, давай знания, учи думать, ставить

цели, достигать их, просчитывать шаги к достижению цели, размышлять,

говорить, общаться, воспитывай доброту и отзывчивость. Пытливый разум

впитывает все, главное преподнести это правильно.

Современный дошкольник радует своей активностью, подвижностью,

инициативностью и целеустремленностью, развитым воображением, склонностью

к фантазированию и творчеству. Дети сегодняшнего дня способны самостоятельно

мыслить и действовать, живут с ощущением внутренней свободы, жизнерадостны

и оптимистичны, отличаются позитивизмом, развитостью интеллектуальных

процессов, направленностью на познание окружающего мира. Это настоящие

двигатели современности, они заставляют и нас менять мировоззрение, вместе с

тем принимают в свои сердца любовь, патриотизм, уважение. Очень часто - это

уже самодостаточные личности.

Образование