Обеденные приговорки. Приговорки (русские народные) Народные заклички к солнцу

У детских игр и забав есть свой язык, своя фольклорная основа, свой юмор. Это не сленг. Это отражение в игре синтеза разных культур, искусства, народных традиций этноса, реального и сказочного.

Как к нему относиться? Спокойно, с пониманием, уважением, с разумной снисходительностью. Язык детских игр — это самобытное, чисто детское фольклорное творчество, отражающее особую детскую психологию.

Играя с детьми, необходимо прислушаться к языку детских игр, не «исправлять» его, а попытаться, дав детям свободу высказывания, повернуть детское игровое творчество в нужное русло.

Понять этот язык, жанры детского игрового фольклора — значит понять мир детей и помочь им сохранить их внутренний мир.

Напомним о наиболее популярных для игр «сигналах» языкового творчества ребят. Полагаем, что они стары, как мир, они «висели» на языке прабабушек и прадедушек.

Закличками принято называть забавные стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.).

Заклички

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Тучка, дай нам дождь большой,

Будем с кашей и лапшой...

Ну-ка, дождик-государь,

По моей макушке вдарь...

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя.

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Дождик, дождик, перестань:

Куплю тебе халастан;

Останутся деньги,

Куплю тебе серьги.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Приговорки

Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

Дразнилки

Этот «жанр» игрового фольклора весьма распространен. Обидевшись на партнера по игре, ребенок прибегает к рифмованным прозвищам.

Дети старше 12 лет пользуются дразнилками редко. Они бытуют в среде дошкольников и младших школьников.

Чаще всего встречаются персональные дразнилки:

Аркашка — таракашка.

Саша — каша — простокваша.

Васька-кот — блин пек.

Антошка — недопеченая картошка.

Танюшка — лягушка.

Валя — краля.

Лиза — подлиза.

Света — конфета.

Маша — простокваша.

Нинка — корзинка.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

К тебе девочки придут,

Поцелуют и уйдут.

Соня-засоня,

Куколка-балетница,

Вображуля, сплетница!

Любят дети дразнить тех, кто плачет:

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

Но особенно дети не любят жадных сверстников:

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.

Жадина-говядина,

Турецкий барабан...

Кто на нем играет?

Коля (Саша...)-таракан.

В ответ на дразнилку обиженный часто отвечает отговоркой:

Ты сорока-белобока,

Твоя тетка кривобока,

Обзывайся целый век,

Я — хороший человек.

Мирилки

Все детские ссоры кончаются добрым миром. Ну как не вспомнить мирилки — «мир», замирение, которые приговаривают дети после ссоры:

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

А если будешь драться.

Я буду кусаться.

При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Чурилки

Искрометен детский язык. Что такое чурилка, попробуй догадайся. Это, очевидно, производное от «чур меня». Чурилкой дети оберегают себя от каких-то напастей, от всего неприятного:

Чур, чур меня от воды и огня.

Эту пропастину далеко закину.

На калину, на малину.

Ни моя. Ничья.

Поддевки и остроты

Поддевки — это веселые шутки-балагурки, средство забавы «за счет» товарища, основанное на игре слов.

— Скажи: медь.

— Ну, медь.

— Твой отец — медведь.

— Скажи: двести.

— Двести.

— Голова в тесте.

Поддевки-загадки

— Тарин, барин, пощипай,

Ехали на лодке.

Тарин, барин утонул —

Кто остался в лодке?

— Пощипай!

Затеявший игру щиплет своего партнера.

А и Б сидели на трубе.

А упало, Б пропало,

Кто остался на трубе?

Над тем, кто не ответил, смеются.

Поддевки-заманки

Я буду рассказывать, а ты говори: «И я тоже...»

Пошли мы в лес.

И я тоже.

Вырубили корыто.

И я тоже.

Налили помои.

И я тоже.

Свиньи стали есть.

И я тоже.

А ты разве свинья?

Поддевки-присловья

Дедушка Пыхто

Да бабушка Нихто!

Тебе поклон послала.

Какая Маша?

ЗАКЛИЧКИ

это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.


Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.


Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!


Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко - К нам в оконышко!


Буря - Баба Яга, Иди с моря на луга! Там лук, чеснок, Киселя горшок, Каша масляная, Ложка крашеная. Ты поешь, посиди, А на море не ходи!


ПРИГОВОРКА

  • это стихотворные обращения к живым существам.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.


Божья коровка, Лети на небо, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого.


Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога.


Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали.


Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!



Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
- ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, , растениям, а также обрядовые песни , которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор .

Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо.

Народные заклички к солнцу

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои дети плачут,
Есиньки хотят.

Солнушко, ведрушко,
Выглянь в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут,
Хлебца есть хочут.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконушко:
Девки плачут,
Серу колупают,
Нам не дают,
Собакам по ложке,
Нам по крошке.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни, выскочи,
Сядь на пенек,
Опряди кужелек. (Так поют маленькие пряхи, когда прясть неохота.)

Средство узнать хорошую или дурную погоду летом. Дети идут в такое место, где раздается звучное эхо, и громко кричат:

Гнилая колода, гнилая колода,
Какая завтра будет погода?
Коли будет – отгукнись,
А не будет – заикнись. (Если отголосок немой, непогода продолжится, звучное эхо предвещает ведро)

Когда дожди "зарядят" и станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь.

Ах ты, радуга-дуга,
Перебей дождя.

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Из-под бревнышка.

Дуга-радуга,
Унеси меня в луга,
Не тем концом,
Золотым кольцом.

Уж ты, радуга-дуга,
Поведи меня в луга:
Там лук-чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Нос трясется,
Душа радуется,
Глаза выскочить хотят.

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, что бы она не уносила дождь:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.

Радуга - дуга,
Не пей нашу воду

Заклички к дождю

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку,
Хлебай понемножку.

Лей, лей, дождик, пуще,
Наварю я гущи,
В большом горшке
На донышке.

Дождик, дождик, пуще,
Наварю я гущи
И поставлю под кровать,
Станут курицы клевать.

В засушливое лето говорят:

Дождь, дождь, дождь,
Поливай как хошь,
На дедину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день.

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На девкин лен
Поливай ведром.

Дождик, дождик, пуще,
На мамину капусту,
На тятину рожь
Поливай как хошь.

Дождик, дождик,
На дядину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день!
На Иванову рожь
Поливай, как хошь.

Дождь, дождь, дождь,
На бабину рожь,
На девичью пшеницу,
На ребячий горох,
На конячий овес,
На мужичий ячмень
Поливай весь день.

Мать, мать божия,
Подавай дождя,
Дождя серенького,
Богомоленького.

Иди, дождик, дождик,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Дождь, дождь, припусти!
А мы сядем под кусты
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, убогий сирота,
Закрываю ворота
Ключиком, замочиком,
Золотым платочиком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в арестань,
Куплю избу со хрестом:
Богу, богу молиться,
Христу кланяться.
Чтобы дождик не шел,
Чтобы град не порол!

Дождик, дождик, перестань,
На лесу-то гоностарь.
Дождик, дождик, пуще,
На лесу-то гуще.

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Я, убогий сирота,
Отворяю ворота
Крючком, пятачком,
Беленьким платочком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Ердань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.
У Христа сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.

Если дует ветер, приговаривают заклички к ветру:

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

Пуская кораблики и лодочки в ручьи, поют:

Дуй, спо-дуй, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки,
Где идут бурлаки,
Тянут баржи за крюки.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

В каждом местечке нашей обширной Руси существуют свои различные обыкновения, различные игры, сложившиеся с давнего времени. Точно так же существуют и детские песни, переходящие от одних к другим детям; некоторые песни относятся к разного рода случаям. Когда гонится стадо коров, то дети становятся в кружок и поют:

Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается.

Гони, гони стадо
За реку рано –
Напиватися,
Умыватися.

В Егорьев день, выгоняя скот со двора, дети говорят:

Выгоню коровушку со двора голиком,
Приходи ко мне, коровушка, со всем молоком!

Когда садят горох, приговаривают заклички к растениям :

Сей, сей горох,
Рассевай горох,
Уродись, горох,
В огороде не плох.
И крупен, и бел –
На потеху всем.
И сам тридесят –
Для всех ребят.

Уродись, горох,
Отлично хорош,
Отлично хорош,
Множество стручков –
На потеху старым,
На веселье ребятам малым.

Песенки, связанные с сеянием репы и редьки:

Репка-репонька,
Родись крепонька,
Ни мала, ни долга,
До мышиного хвоста.
Редька – редка,
Родись хороша,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.

Идя в лес за грибами, ребята загадывают, сколько грибов они насбирают, для этого бросают кверху свои корзины и кричат:

Тимошка, Тимошка,
Набери цело лукошко,
Цела, пол, на донышке
Или ничего.

Если корзинка упадет на землю вверх ручкой – значит, ребята наберут по полной корзине грибов, если упадет на бок – до половины корзинки будет грибов, если упадет, немного наклонясь к ручке, то грибами покроет только дно корзинки.

Когда собирают грибы, приговаривают:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Никола, Микола,
Наполни лукошко
Стогом, верхом,
Перевертышком!
Земелюшка добра,
Вырасти гриба –
Гриба грибового,
Во бору борового.

В поисках цветов, ягод и грибов – «аукают и укают». Ауукаем, Приукаем:

Стогом – верхом
Нам грибков,
Полных ровных
Кузовков Ауукаем.

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок, прыгает на одной ноге и приговаривает:

Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду.
Мышка, мышка,
Дай водички
Из колоды,
Из ушей.

Если у кого появится на глазу ячмень, то проводят по нему указательным пальцем и припевают:

Ячмень, ячмень,
На тебе кукиш,
Что хочешь купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку,
Как маковку.

Сорока-белобока,
Научи меня летать,
Чтоб не низко, не высоко,
Чтобы Питер повидать!

Примечают – если птицы низко летят – завтра ведро, им дети кричат:

Галки-вороны на мельнице мололи,
Вечер – на нашест,
Галок не перечесть.
Моя галка наперед,
Много денег наберет.
Моя пониже –
Бисеру нанижет.

Поймав улитку, дети кладут ее на ладонь руки и поют песенку закличку к улитке :

Улита, улита,
Высунь рога!
Дам тебе конец пирога.

Слизень-близень,
Выкажи роги
На четыре дороги.
Слизень-близень,
Вытяни роги
По большой пути-дороге.

Попадется детям улитка (по-местном) «лизавица»), они приговаривают нараспев:

Лизавица-лизавица!
Выпусти рога –
Я дам пирога,
Масленого-премасленого.

Слизень-близень,
Выпусти рога,
Дам тебе пирога
И кувшин молока.
Как не выкажешь рога,
Пестом зашибу

Рассматривая божью коровку , дети приговаривают:

Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.

Божья коровушка,
Дай молочка!

Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровушка,
Ума, ума, ума,
Жить ли мне?
Умереть ли мне?

Божья коровка,
Полетай за Волгу,
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Скоморох, скоморох,
Полетай на горох,
Там твои дети
На повети
В красных рубашках,
В беленьких порточках.

Ловят паука, обрывают у него ноги, которые, положенные на бумагу, делают разные движения, причем припевают:

Мяу, мяу,
Коси траву.

Подходя к ульям на пасеке, говорят:

Пчелки гудят,
В поле летят,
С поля летят,
Медок несут.

Поп, поп, поп, выпусти собак,
Поп, поп, поп, выпусти собак!

Говоря эти слова, держат в одной руке цветок «попика» (похожий на белую ромашку), а другой рукой водят по тычинкам цветка, пока из-под них не выползут черненькие букашки.

Поп, поп,
Выпусти собак,
Баре едут,
Озимь топчут!
Поп, поп,
Выпусти собак,
Кони во ржи,
Жеребята в овсе.

В поисках грибов приговаривают:

Грибы на грибы, а мой на поверху.

Жили были мужики,
Брали грибы рыжики.

Тексты фольклорных закличек русского народ а использованы из следующих источников: Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212

Флора и Фауна