Инструменты и материалы для вязания ирландского кружева. Как создавать ирландское кружево, пошаговая инструкция для начинающих Какая пряжа лучше подходит для ирландского кружева

Тема 2. Инструменты и материалы для вязания.

Инструменты и материалы для вязания.

Инструменты

https://pandia.ru/text/78/600/images/image002_85.jpg" align="left" width="215" height="231">Металлические крючки например, особенно хорошо скользят через петли. Очень удобно использовать стальные крючки. Тонкие алюминиевые крючки, часто гнутся, а когда с них сходит покрытие, пачкают руки и пряжу.
Деревянные пригодны только для очень толстого вязания и мягкой эластичной нитью, иначе они быстро ломаются.
Костяные и пластмассовые крючки легки и приятны в работе, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу, что тоже немаловажно.

Номер крючка, определяется толщиной его рабочей части - головки. Если толщина головки 3мм, то это крючок № 3, если 2 - то №2, запомнить легко и просто.
Но при этом, необходимо помнить, что крючок подбирается для работы нитками, выбранными для Вашего изделия, должен быть в 1,5 - 2 раза


тоньше этих ниток. Это необходимо для того, чтобы он хорошо захватывал нитку, и при этом, не расщеплял ее.

По толщине, крючки бывают толстые и тонкие - от №1 до №6.

Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные изделия - кружева, салфетки. Изделия из шерстяной пряжи, обычно вяжут толстыми крючками (№ 2-6). Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное с большими просветами. Плотное полотно можно получить, используя толстые нити и толстый крючок, или тонкий крючок и тонкие нити.

От того, как Вы подберёте сочетание номера крючка и толшины нити для вязания, будет зависеть фактура Вашего вязанного изделия. Варьируя, можно получать совсем иные результаты, нежели описываемые в журналах по вязанию, а значит и Ваше изделие, может отличаться от исходного. Для наших занятий подойдут стальные крючки №№ 1 – 1,3.

Материалы

Как правило вязаные ирландские кружева выполняются из белых ниток. Для некоторых изделий используют льняные нитки. Раньше в изготовлении ирландского кружева лён практически не использовался, так как не было в наличии ниток хорошего качества. Некоторое время ирландские кружева плели шёлковой нитью жёлто-кремового цвета, но использование шёлка всегда было ограничено.

Вязание ирландского кружева требует наличия ниток трёх видов толщины –

Нитка средней толщины для выполнения самого узора,

Толстая нить для основы узора,

Тонкая нить для сетки.

В нашем случае подойдет х\б пряжа «Ирис» и белые катушечные нити № 10.

Вязание ирландского кружева требует определённого мастерства в вязании крючком. На самом деле модели не исполняются последовательными рядами, как в случае обычных вязаных изделий, а требуют более сложного исполнения. Начинают вязание ирландского кружева с мотивов, которые составляют сам узор. Обычно их получают, обвязывая основную толстую нить нитью средней толщины..jpg" align="left" width="312 height=234" height="234">Основы вязания мотивов ирландского кружева.

Форма и удачное соединение мотивов всегда завораживают, потому что царственная красота кружевного ирландского полотна зависит от филигранных мотивов, арочек из воздушных петель, соединяющих их обвязки полустолбиками или столбиками без накида.

Главный мотив ирландского кружева – это овал или круг, который может быть плотным или ажурным, плоским или объемным. Розетки в виде многолучевых, закрученных в спираль фрагментов возможных форм также удачно сочетаются между собой. Геометрические формы со сложной конфигурацией сторон, обвязанные маленькими узелками «пико», имеют широкое распространение при изготовлении полотна в ирландском кружевном плетении.

Настоящее ирландское кружево – это вязание отдельных мотивов, а затем соединение их тонкой ажурной сеточкой при помощи крючка или иглы.

Для начала вязания любого изделия следует выбрать узоры для основного полотна и для отделки его каймой, которые могли бы создать выразительный образ вашего изделия. Здесь оценивается плотность вязания, четкость линий, контрастность и сюжет рисунка.

Для всего этого вам необходимо знать правила вязания изделий ирландскими кружевами.

Первое и самое главное правило – это понимание схем вязания, в которых описывается выполнение групп столбиков с накидом:

С одним накидом;

С двумя, тремя и более накидами;


Пышных бугорков, вывязываемых из одной общей вершины (чем больше столбиков, тем пышнее бугорок) и провязанных в один прием

С двумя, тремя и более столбиками с накидом, с провязанной общей вершиной, но с разными точками выкалывания крючка

С двумя, тремя и более столбиками с накидом, которые провязываются в один прием, но с разными точками вкалывания в предварительный ряд

С дополнительным объемом групп из столбиков с накидами, имеющие общее основание, вершину и обвитие;

Пико – это петелька из 3 (4, 5) воздушных петель, которая закрепляется столбиком без накида на первой из них.

Выполните контрольную работу . Результаты теста отправлять по адресу: svetlana . vasyukova @ pochta . ru

Тест

1. Основным инструментом для выполнения ирландского вязаного кружева является:

Б) крючок;

2. Какой крючок удобнее использовать в работе?

А) стальной;

Б) деревянный;

В) пластмассовый.

3. Крючок для вязания должен подбираться относительно:

А) выбранного изделия;

Б) технологии вязания;

В) толщины нитки.

4. Какими крючками вяжут ажурные изделия - кружева, салфетки?

В) № 0,5 - 1,5.

5. Какими крючками вяжут теплые шерстяные изделия?

А) № 0,5 - 1,5;

6. В основном для вязания ирландского кружева используют нитки

А) белого цвета;

Б) меланжевые;

В) черного цвета.

7. Вязание ирландского кружева начинают с вязания

Нерегулярная сетка обычно применяется при вязании крючком для соединения мотивов ирландского кружева, чтобы из отдельных элементов получились цельные детали кроя. В основе такой работы лежит произвольное расположение цепочек из воздушных петель, которые соединяются между собой столбиками.

Работу начинаем с изготовления выкройки изделия в натуральную величину. Затем по контуру выкройки вывязывается плотный плоский край, который закрепляется на выкройке. После этого все внутреннее полотно заполняется элементами кружев, которые соединяются между собой бридами.


Раз уж речь зашла о бридах предлагаю посмотреть замечательный ролик Юлии Мазан. Это очень кропотливая, даже ювелирная работа, требующая усидчивости, внимания, и определенных навыков.

Самый главный инструмент для вязания ирландского кружева – это крючок. Крючков надо иметь несколько, так как при вязании кружева используются нити разной толщины.

Лучше всего купить крючки от 0,5мм до 1,2 мм. Это надо для того, чтобы вы всегда могли подобрать наиболее подходящий крючок.

Так же нам понадобятся портновские булавки. Они должны иметь сверху пластиковые шарики. Этими булавками мы будем прикалывать наши элементы для последующей сборки изделия. Лучше купить сразу несколько коробочек этих булавок, потому что они гнутся, или иногда у них отлетают шляпки. Такие булавки лучше сразу выбрасывать. А булавок нам потребуется много, поэтому лучше, чтобы под рукой всегда было необходимое количество булавок.

Следующий обязательный инструмент - игла для сшивания трикотажных полотен – она должна быть с тупым концом, так будет удобнее. А ещё иглой можно соединять элементы кружева.

Ещё нам понадобятся маникюрные ножницы, желательно чтоб они были острые.

Не стоит экономить на этих мелочах, ведь от этих мелочей будет зависеть удобство нашей работы и последующий успех.

После того, как мы подготовили все необходимые материалы можно приступать к следующему этапу – пробовать начинать вязать свои первые мотивы.

Считается что обычно ирландское кружево выполняется из белых ниток. Для некоторых изделий используют льняные нитки. Раньше в изготовлении ирландского кружева лён практически не использовался, так как не было в наличии ниток хорошего качества. Некоторое время ирландские кружева плели шёлковой нитью кремового цвета, но использование шёлка всегда было ограничено. Теперь же в продаже имеется огромное количество ниток самых разнообразных цветов и оттенков, а так же и разного качества. Так что выбор остается за нами.

При вязании ирландского кружева требуются нитки трёх разных видов толщины:

1.Толстая нить нужна для основания узора.

2. Нить средней толщины для вязания самого узора.

3. Тонкая нить для вязания нерегулярной сетки.

Начинать вязание ирландского кружева нужно с отдельных мотивов, из которых будет состоять сам узор. Обычно мотивы вяжутся из толстой нити, которые потом обвязываются нитью средней толщины. Когда мотивы связаны их нужно закрепить на бумажном шаблоне (выкройке).

Для выкройки можно использовать несколько листов формата А1, я использую старые обои. Потом готовую выкройку нужно перенести на материал, можно например использовать одноразовые скатерти, которые продаются в любом отделе хоз.товаров, и цена у них вполне подходящая. Уже на материале сделать все нужные и необходимые поправки: линию выреза, пройм, длину изделия.

Когда выкройка нанесена на материал, то мы можем сметать детали и сделать примерку, чтобы увидеть, как сидит наше изделие.

На заготовленном шаблоне уже должны быть нарисованы орнаменты будущего ирландского кружева.

Вот мотивы уже связаны, закреплены булавками на шаблоне, и теперь приступаем к их соединению между собой тонким ажурным фоном, нерегулярной сеткой, так получается ирландское кружево.

Маленький секрет: при соединении мотивов, они должны быть расположены на шаблоне лицевой стороной вниз. Всю работу проводим по изнаночной стороне.

В основе вязания нерегулярной сетки лежит произвольное расположение цепочек из воздушных петель, которые соединяются между собой столбиками.

Сетку можно выполнить, меняя количество звеньев в его составляющих. Тогда получатся по-настоящему неповторимые, изящные модели.

Особенность полотна в том, что вязать его можно в любом направлении. Если вы научились вязать нерегулярную сетку, то можно приступать к работе над ирландским кружевом.

Для начала нужно отпарить все готовые элементы, затем разложить их на выкройке изнаночной стороной верх и все элементы зафиксировать булавками.

У меня для этой цели есть большой кусок пенопласта 1500*1100*5 см на который сверху одет полиэтиленовый пакет, так как пенопласт крошится. Главное чтобы нам было удобно работать.

Теперь наша задача – заполнить свободное пространство между кружевными мотивами нерегулярной сеткой.

1.Крючок вводим в полотно одной из деталей кружева, после чего вытаскиваем рабочую нитку и делаем первую петлю. Чтобы нить была хорошо зафиксирована на изделии, нужно пропустить ее короткий конец через нитяную дужку и затяните узел. Когда работа закончена все оставшиеся «хвосты» мы протягиваем сквозь полотно.

2.Набираем 4-6 воздушных петель. Для того, чтобы выяснить необходимую величину цепочки и место присоединения одного элемента сетки с соседней деталью кружева, нужно несколько раз протянуть нитку в разные стороны. Так мы сможем определить ближайшую петлю, за которую будет держаться воздушная цепь.

Когда воздушные петли достигнут этого места, вводим крючок в нитяную дужку и делаем столбик с двумя накидами. Потом следует новая цепочка, направленная к ближайшему кружевному мотиву, и вновь столбик с двумя, тремя или несколькими накидами.

3.Вяжем сетку в нужных направлениях, выполняя поочередно цепочки и столбики с двумя, тремя и четырьмя накидами. Сетка потому и называется нерегулярной, что не имеется универсальных рецептов – количество воздушных и накинутых петель будет зависеть от расстояния между мотивами кружева и от нашего желания.


Ирландские кружева, появившись с середины XIX века и дав возможность выжить целой стране, никуда не ушли с модной сцены: модницы блещут нарядами, выполненными в этом королевском стиле, а рукодельницы почитают за честь изготовить и продемонстрировать восхитительные творения своих рук. Старинные кружева были белого и натурального льняного цвета. Для их вязания использовали хлопчатобумажные или льняные нитки. А в наши дни кружева заиграли всеми цветами радуги. Данным приемом вяжут: салфетки, скатерти, воротники, манжеты, блузки, платья, накидки, шали, палантины. Учитывается вид изделия, его назначение, соответственно, выбираются нитки и расцветка. Какую пряжу купить для создания такого великолепия?

В ирландском кружеве необходимы нити разной толщины, так как вывязываются мотивы, под которые подкладывается бурдон, и декоративная сетка. Бурдон требует нити потолще, или нити в несколько сложений. Мотивы создают, обвязывая бурдон нитями средней толщины. А для сеточки нитки должны быть тоненькими.

Выбирайте для такой работы мерсеризированный хлопок. Поверхность изделия будет шелковистой, приятной и хорошо держащей форму. COCO VITA cotton — тонкая пряжа из 100%-ного мерсеризированного хлопка — будет хороша для скатертей и салфеток. Пряжа LILY той же фирмы аналогична по составу с нитью средней толщины подойдет в вязании изделий весенне-летнего сезона. COCO PRINT — представитель мерсеризированного газоопального хлопка — предложит яркие цвета, не даст усадки, из нее получатся замечательные шали и салфетки. Пряжа PELICAN из хлопка двойной мерсеризации пригодна для перечисленных изделий, а также детской одежды. Можно предложить пряжу ROSE, позволяющую вывязывать тонкие кружева. Если вы хотите связать в технике ирландского кружева шаль с люрексом, в дополнение к вечернему платью, остановитесь на пряже SHINY, где к 95% мерсеризованного хлопка добавлен металлик 5%.

Пряжа Maxi от Madame Tricote — идеальные мягкие нитки для вывязывания сетки и обвязывания мотивов, очень тоненькие и блестящие, отличаются гладкостью и прочностью, насыщенным цветом. Изготовлена из высококачественного египетского хлопка. То же сырье используется в производстве пряжи Limol Uni. Особая обработка и скрутка делают ее сверкающей. Отлично выглядит в шалях и палантинах, топах, салфетках, кружевах для отделки, аксессуарах. Стоит упомянуть о пряже Сеам Анна 16. Хлопок с качеством крутки для вязания крючком позволяет вязать летние вещи для детей.

Прочность и долговечность льна известна исстари. Для ирландских кружев можно смело покупать льняную пряжу. Пряжа Семёновская Олеся имеет среднюю толщину, что соответствует нитям для вывязывания мотивов. Вам подойдут: мягкая Семеновская «Крестьянка», «Кудельница», «Ленок» (хлопок — 50%, лён — 50%), Лён цветной с добавлением вискозы.

Первые шаги в вязании ирландского кружева рекомендуют делать с пряжей потолще. Вязать следует одним цветом и непременно светлым. На светлых нитках всегда лучше видно рисунок, количество петель и все прочие тонкости техники. Сначала вы будете вязать мотивы: листья, цветы, завитки, колечки. Далее к ним добавятся бабочки, птицы. Пряжа Олеся будет вашей союзницей в первых ступенях на пути к мастерству. На первых этапах можно вязать мотивы без бурдона. А когда дело пойдет на лад, можно подкладывать более толстую нитку или нить в несколько сложений и создавать мотив, обязывая ее.

Сетку можно попрактиковаться вязать из ириса. А когда почувствуете, что ваши руки готовы к тонкой кропотливой работе, можно повязать катушечными нитками № 10.

Для первой работы после нескольких подготовительных занятий можно изготовить воротники или отделочные кружевные полосы небольшой ширины. Удачно будет сочетание белого ириса для мотивов, с бурдоном из нитей в 2-3 сложения. А сетку связать из швейных ниток № 10.

Работа требует терпения, усидчивости и определенной сноровки, но результат того стоит. Освоив азы ирландского кружева на небольших несложных образцах, можно постепенно переходить к более объемным вещам. Вам помогут готовые схемы в журналах или ваша творческая фантазия.

Хотите научиться вязать индивидуальные, шикарные, королевские вещи? Запасайтесь тонкими крючочками, пряжей, терпением и вперед, в мир кружевной красоты. Изысканность можно создавать своими руками. Ирландские кружева доступны не только английской королеве!


Вязание в технике ирландского кружева. Работа над ошибками.

Вязание в технике ирландского (наборного) кружева оказалось делом настолько интересным и увлекательным, что захотелось продолжения. Сразу хочу порадовать тех, кто мучает свой первый ирландский долговяз - вторая работа пойдет намного быстрее и легче. Например, вязание той самой злополучной сеточки, что с таким трудом дается в самом начале, становиться чуть ли не самым любимым занятием во всем вязании, это как говориться из личного опыта.

Вполне естественно, что во второй работе захотелось «поработать над ошибками», учесть и отработать на практике те выводы, которые были получены в результате работы над своим первым творением.

И самое первое с чего хочется начать – композиция, в которой немаловажную роль играет подборка цветовых сочетаний и фактуры пряжи. Если вы пока сомневаетесь, что сможете гармонично подобрать цвета, попробуйте «однотонную Ирландию» – всегда беспроигрышный вариант. При этом можно подобрать различную по текстуре и фактуре пряжу одного цвета, что подчеркнет рельефность и контрастность мотивов. Результат не может не порадовать - однотонное кружево всегда смотреться эффектно. Если все же мы хотим видеть какое-то цветовое решение, то надо отнестись к подбору цветов достаточно серьезно (это я уже из своего печального опыта). Во-первых, всячески боритесь с искушением «пристроить» какие-либо остатки пряжи. Такая экономия себя не оправдывает. Даже если вы и подберете удачно цвет (что само по себе редкость), вам банально может не хватить количества ниток. Все это поставит вас в жесткие рамки и не даст реализоваться вашему творческому замыслу в полную силу. Ведь помимо того, что вам нужно будет гармонично вписать свои остатки ниток в цветовую гамму, так еще нужно будет равномерно все это распределить по всему изделию, что достаточно проблематично, если нет никакой возможности докупить недостающие нитки. Хотя это всего лишь только рекомендация и если вы не боитесь этих трудностей, пробуйте. Во-вторых, доверяйте своей интуиции, если купленный вами клубочек ниток входит в резонанс с другими нитками, или даже только вызывает пока необъяснимый вам дискомфорт, смело выбрасывайте его из «проекта».

После того как определен замысел будущего шедевра и подобрана пряжа, вяжем мотивы.
Так как сам замысел дело тонкое и интуитивное, а главное подвержен различным корректировкам в творческом процессе, я бы не стала навязывать все мотивы сразу и заполнять ими всю выкройку (если только вы не повторяете уже готовую модель). Ведь часто именно уже в процессе вязания возникают какие-то идеи, находки, дополнения. Возможно, вы решите обогатить общую картину новым мотивом или заменить уже имеющийся мотив на другой. Словом оставляйте место для маневра. Кроме того, если вы, как и я, не фиксируете мотивы на основе, то в конечном итоге они будут располагаться на выкройке совсем не так, как вы их разложили первоначально. Поэтому в моем случае всегда есть возможность просто навязать лишних мотивов.

Первоначально мой замысел был такой. Хотелось сделать акцент именно на сетке, а мотивы (розочки) спустить вниз изделия, формируя ими край (низ изделия). Предполагалось так же, что самих мотивов будет не много.

Итак, заполняем часть выкройки мотивами, фиксируем их с помощью «зацепов». (Так как в своем прошлом изделии при сборке сеткой я частенько пропускала зацепы в полотне и там где это было нужно, не скрепляла мотивы сеткой, я решила делать зацепы контрастным цветом, чтобы они резко выделялись на общем фоне и их было хорошо видно). Таким образом, из мотивов и шнура мы как бы формируем каркас полотна, а затем заполняем его сеткой.

При этом сами контуры «островков», участков сетки формируются уже в процессе вязания этой самой сетки. Причем островки заполняем не равномерно по порядку, один за другим, а в разнобой. Мне кажется это важным: ведь сетку я вяжу на прямой плоскости (столе) и этот самый участок сетки тоже получается плоским, а ведь полотно нужно будет посадить на фигуру. Поэтому специально оставленные в разных местах «пробелы» корректируются потом на фигуре, и именно за счет них идет приталивание. В голове постоянно держу две вещи: общий замысел и вытачки (вернее те места, где они должны быть).

Незабываем готовые участки полотна слегка проглаживать и отпаривать (как правило, после этого полотно немного увеличивается) и постоянно сверять его с выкройкой. Самое главное, не только не вылезти за пределы выкройки, а именно немного не довязать до ее краев в боках и на плечевых швах. Нужно нам это для того, чтобы не формировать видимый шов, стык полотен, переход должен быть незаметным и данная техника наборного кружева как никакая другая позволяет нам это очень легко делать.

После того как все детали связаны, начинаю сборку на фигуре. Все детали я фиксировала с помощью зацепов и цепочек из воздушных петель, по которым затем заполняла все пустоты. Если эти самые пустоты получались большими, я вставляла мотивы, главное чтобы они не шли вразрез с общим замыслом.

В этой работе мне захотелось сделать сетку основным элементом в изделии. Я попробовала два вида сетки: с колечками и обычную, нерегулярную. (Последнюю я вязала впервые и Ура! кажется, у меня она получилась).

Так же я отметила, что вязать «колечки» удобно именно на весу, когда же мотивы жестко фиксированы на основе, вязать их очень трудно, я бы даже сказала, практически невозможно.

Вот небольшой пример заполнения участков сеткой.

Конечно, оставленные хвостики лучше прятать сразу, так как они мешаются в работе. Но если вам не так часто выпадает возможность вязать, а особенно вязать в тишине и спокойствии в «нормальных (для вязания в технике ирландского кружева) условиях», то хвостиками можно заняться потом, например когда стол занят или когда вы сидите на лавочке во дворе, гуляя с ребенком. Это уже вопрос экономии времени.

При вязании сетки мы естественно стараемся скрепить мотивы, зафиксированные «зацепами», и даже продумываем ход направления вязания, чтобы лучше это сделать. Но если не получается скрепить «зацеп» красиво, пропускаем его. Наша сеточка должна быть идеальной! В этом нет ничего страшного, даже если не получиться скрепить зацеп в другой раз (с другой стороны), это всегда можно сделать отдельно (всего лишь дополнительных хвостик, который также легко прячется в мотив).

Конечно, когда только начинаешь что-то вязать в технике ирландского кружева, обязательно сталкиваешься с ситуациями, когда что-то не получается, что-то нужно исправлять, подправлять, а то и переделывать полностью. Как говориться, не боги горшки обжигают! Мы же ведь все учимся, а это процесс пожизненный. Поэтому хотелось бы остановиться так же и на своих переделках.

Я не фиксирую мотивы на основе, поэтому у меня есть возможность постоянно переворачивать полотно и видеть, что же у меня получается с лица. Тем не менее, при обвязывании листика сеткой, я все же просмотрела «зубья», которые у меня получились. Я решила, что это легче исправить, чем все перевязать заново. Так как нитки, из которых были связаны листики, у меня закончились (а можно было обвязать мотив по краю), я воспользовалась вот такой маскировкой: и дефект скрыла и придала листочку выразительность. Может, кому пригодиться.

Если у Вас (как и у меня) все же случилось так, что навязалось полотна чуть больше, чем это нужно, не волнуйтесь, все можно исправить! И сделать это совсем не так трудно и страшно как может показаться на первый взгляд. Когда нужно удалить небольшой участок сетки, то не думаю что есть смысл искать «начало-конец» нити, чтобы ее распустить. Во-первых, дело это может оказаться бесперспективным, (особенно если все «хвостики» наглухо спрятаны), во-вторых, очень легко распустить при этом совсем не то, что нужно. Гораздо проще взять ножницы и аккуратно вырезать лишнее, не задевая соседние мотивы (прямо по соединительным столбикам сетки). Затем «очистить» мотивы от остатков сетки и закрепить открытый конец, избегая дальнейшего распускания (важно конечно его перед этим найти). И затем тщательно проверить, не пропустили ли мы чего-нибудь, например поврежденный случайно мотив, еще какой-нибудь незакрытый конец, словом все то, что может распуститься. Ну вот, все готово для переделки. (Скажу по секрету, что я, наступая на все те же грабли, таким способом уменьшала объем рукава, ну что ж, в следующий раз придется еще больше внимания уделить выкройке).

Hi-Tech