Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека

Сюжетно-ролевые игры очень важны для правильного развития ребенка. И если в возрасте 2 лет ваш малыш еще не может самостоятельно играть, ему необходима помощь и подсказка взрослых, то уже спустя полгода ребенок успешно задействует все свои игрушки в играх. А ведь для родителей такое занятие ребенка очень полезно, поскольку помогает высвободить массу свободного времени. Сюжетно-ролевые игры приучают ребенка к взрослой жизни, в них копируется действительность, малыш учится жить в обществе.

Создайте своему малышу условия для спонтанного творчества. И если ребенок занят с машинками или строит башню из кубиков, не стоит отвлекать его. Что касается игрушек, у малыша обязательно должны быть куклы, машинки, плюшевые мишки.

Для сюжетно-ролевых игр потребуются и специальные приспособления. Конечно, для игры в больницу может быть достаточно и одной палочки, но ведь набор «Маленький доктор» значительно интереснее. При игре в куклы не обойтись без набора посуды. Для игры в магазин пригодятся упаковки из-под продуктов: коробочки от йогуртов, пакетики от соков или бутылочки из-под шампуней и духов. Для начала вы можете «зародить» в ребенке стремление играть. Например, при игре в зоопарк скажите ребенку, что слон сбежал. Куда такая игра приведет? Это известно только маленькому фантазеру.

В игрушечном магазине

Эта игра обучает ребенка сравнивать и обобщать, способствует развитию воображения, речи, совершенствованию навыков общения. Для нее малышу потребуется несколько игрушек и картинок с изображениями знакомых предметов.

Предложите малышу пойти за покупками в магазин. «Магазин» можно оформить в другой комнате: на столе или стуле, как на витрине, расставить товар. Сначала вы сыграете роль продавца, а кукла — покупателя, малыш ваш будет наблюдать. Например, кукла выбирает машину. Предложите малышу рассмотреть, что кукла купила, описать игрушку. Потом предложите малышу товар, называя игрушки и картинки. Попросите ребенка сказать, что он хочет купить. Обязательно обсудите с малышом все сделанные им «покупки». В следующий раз ребенок может стать продавцом. А если игра его увлечет, ваше участие в ней ребенку не потребуется.

Играем в куклы

Кукла — одна из самых любимых игрушек всех детей независимо от пола. Предложите малышу несколько сценариев развития событий. Самым маленьким можно предложить накормить кукол из игрушечной посуды, уложить их спать и спеть колыбельную. Детям постарше предложите разыгрывать разные сценки. Нередко малыши увлекаются игрой настолько, что перестают замечать родителей.

Детский сад

Малыши, посещающие детский сад, нередко любят играть в такую игру. Для нее можно воспользоваться большими мягкими игрушками, куклами, детским столом со стульями и детской посудой. Кровати для малышей могут быть из подушек.

Ребенок становится воспитателем. Он может водить детей на прогулки, ругать за шалости и проказы, воспитывать, рассказывать им сказки. Подскажите все это малышу. Помогите ему советом: например, перед прогулкой кукол нужно одевать. После обеда их укладывают спать и рассказывают им сказки.

Играем в театр

Предложите малышу устроить представление для его кукол или для всей семьи. Домашний театр может доставить ребенку радость живого творчества. К тому же театр объединяет в себе такие искусства, как музыка, пластика, риторика. Игра в театр позволяет малышу создать свой собственный мир, примерить на себя различные ситуации и роли. Для домашнего исполнения больше всего подходит кукольный театр. При работе с куклой-перчат- кой (их можно купить в магазине или изготовить самим вместе с малышом) развивается мелкая моторика.

Хорошие куклы могут получиться и из бумаги. Нарисуйте и вырежьте героев будущего спектакля, прикрепите их к картонным колечкам таким образом, чтобы они хорошо держались в ручке вашего ребенка. Вы можете разыграть вместе с малышом сценку или предложить ему показать сценку из простейших сказок и стихов, таких как «Курочка-ряба», «Теремок» и пр.

Можно устроить театр кукол в коробке. Возьмите большую коробку из плотного картона (из-под телевизора и т. д.), оклейте вместе с малышом бумагой или тканью, нарисуйте задник, сделайте кулисы и занавесь. В стенках проделайте длинные параллельные прорези. Кукол вырежьте из тонкого картона и наклейте на длинные полоски из плотной бумаги. Если просунуть такие полоски в прорези, то кукольные герои смогут двигаться на сцене. Для устройства освещения в театре можете воспользоваться карманным фонариком с фильтрами разных цветов. Светофильтры можно вырезать из разноцветной пленки. В таком балаганчике можно устраивать самые разные спектакли. А может быть, ваш малыш захочет самостоятельно придумать какую-нибудь сценку и показать ее всей семье?

Можно устроить и настольный кукольный театр. Тело куклы сделайте из плотной ткани, картона или фетра — сверните обычный конус и закрепите степлером или ниткой. В прорезь конуса вставьте кусочек синтепона или ваты, обернутый трикотажем — получится кукольная голова. Вместе с ребенком нарисуйте кукле лицо. Зверей можно нарисовать и вырезать, слепить из пластилина и пр. С помощью лоскутков ткан и, кусочков меха и разноцветных ниток создайте наряды и парики для кукол.

На стол-сцену набросьте красивый платок. Декорации могут быть совсем простыми: например, коробка из-под обуви, задрапированная тканью, превратится в сказочный замок. А пара цветков с подоконника станет таинственным лесом.

Кукол можно вместе с малышом сделать из природных материалов: соломы, сухой травы. Делаются они очень просто. Вам потребуются природные материалы, лоскутки ткани, картон и клей ПВА. Сверните пучок сена пополам и перевяжите веревкой так, чтобы получилась голова. Пучок сена поменьше сверните жгутом и перевяжите с двух сторон, и вы получите ручки. Вставьте их под кукольную головку, закрепите шнурком. Если вы делаете куклу-мальчика, пучок сена разделите на две части и на каждой ноге завяжите веревку. Кукле-девочке, если она будет в платье, ноги можно не делать. Из травы, ниток, шерсти сделайте кукле волосы. Приклеить их можно с помощью клея ПВА. Лицо кукле нарисуйте красками. Можете одеть куклу, задрапировав ее лоскутками ткани и закрепив их клеем.

Из сена можно сделать и животных. Приклейте им нос и уши, сделайте из травы или шерсти хвост, гриву и все необходимые детали.

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта. Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми .

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.

Игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, это способ его самореализации и самовыражения.

В игре ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий. В сюжетно-ролевой игре ребенок имеет возможность переработать полученные из окружающего мира впечатления, знания, здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В настоящее время особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье . Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми (игры на современных айпадах, смартфонах), что безусловно отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Поэтому, уважаемые родители найдите свободное время в течение дня и посвятите его совместной игре со своими детьми!!!

Предлагаем Вам подборку популярных детских сюжетно - ролевых игр. Здесь Вы узнаете, как играть в такие игры, что для них понадобится, чему научат они Вашего ребенка.

Обращаем Ваше внимание на то, что игра - это навык, и этому навыку нужно ребенка учить. Так как для детей 4-5 лет основной способ обучения - это совместная игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой.

Сюжетно - ролевая игра «Семья»

Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно: настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 4-летний мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты - личные вещи, одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи». Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т.д. Папа ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с детьми, ходит в магазин и т.д.
Играя в семью, можно использовать кукол - это будет кукольная семья, или мягкие игрушки - это семья животных.

Перед игрой некоторые атрибуты можно изготовить совместно с ребенком. Например, можно самим сделать кукол, сшить постельные принадлежности, одежду для кукол.

Таким образом, игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных взаимоотношений и отточить их навыки.

Сюжетно - ролевая игра «Больница»

Избавиться от страха перед докторами ребенку поможет сюжет, связанный с поликлиникой.

Возникновению интереса к сюжетно-ролевой игре способствует чтение литературы по теме, например «Мой мишка» З. Александровой, А. Крылов «Заболел петух ангиной». Также можно провести беседы на тему больницы: «В каком кабинете работает врач?», «К какому врачу нужно обратиться мишке?». Интересным будет рисование с ребенком на тему лечения зверушек у Айболита.

Для игры понадобится докторский игровой набор и замещающие атрибуты: кубики, бруски, шарики, флакончики, трубочки, молоточки, аптечка и т.п.

В качестве пациентов могут выступать забавные зверушки, куклы Барби, сказочные персонажи. Роль врача сначала выполняет взрослый, используя разнообразные ролевые действия, после чего передает главную роль ребенку, наблюдая за ходом игры. В это время, родитель может позвонить по телефону и спросить, как идут дела в больнице, провести консультацию, посоветовать хорошее лекарство.

Сюжетно - ролевая игра «Купание куклы»

Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не повторятся.

В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно он сможет выучить названия туалетных принадлежностей.
Для игры Вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить (лучше - пупсики), мочалка, мыло, полотенце, халатик.
Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в ванночку. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или пижамку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.

Сюжетно - ролевая игра «Накрываем на стол и приглашаем к столу»

Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему, как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее.

Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные), посудка, салфетки, еда, чай, куклы-гости.

Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места - кто где будет сидеть, разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей за стол.

Перед началом этой игры можно вместе с ребенком испечь настоящий пирог или сделать вкусный салат и угостить им гостей.

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»

Е сли Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с ним в сюжетно - ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно: что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он обязательно расскажет о том, что его беспокоит.

Т акой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит ребенка.

Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка», «Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения куклы», «Проезд в автобусе», «Строительство» и многое другое.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры, потому что игра – это не пустая забава!!!

Ирина Куликова
Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Источник : Краснощекова Н. В.

Сюжетно-ролевые игры

для детей дошкольного возраста .

У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета , затем к придумыванию новых сюжетов .

У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры , распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр. Целесообразно использовать детскую литературу.

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы

Игра 1. «Семья»

Цель : Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку . Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия) . Игровой материал : Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки, музыкальные инструменты, предметы - заместители) .

Игровые роли : дедушка, внуки, мама, папа, брат, сестра.

Игра2. «Магазин»

Цель : Способствовать возникновению игры , объединению серии магазинов в один (книжный, овощной, одежды) .

Игровой материал : Строительный материал. Игрушки, муляжи, касса, зеркало, витрины, куклы, кошельки, предметы-заместители, ширмы.

Игровые роли : продавцы, кассир, покупатели, шофер.

Игра «Путешествие»

Цель сюжет игры . Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал : Строительный материал. Технические игрушки - заводные машины, карта , теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки» , набор игрушечных животных и птиц, предметы - заместители.

Игровые роли : Полицейский, начальник порта, кассир, продавец, капитан, дежурный, боцман, врач, матрос, пограничники,

Игра «Завод»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Закрепление знаний о разных видах транспорта :наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала., аэропорта. Расширение знаний о рабочих профессиях.

Игровой материал : Строительный материал. Технические игрушки : заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители.

Игровые роли : шофер, пассажир, строитель, инженер, механик, техник, бензозаправщик, мойщик, диспетчер пульта.

Игра «Летчики»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал : Строительный материал. Игрушка - самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы - заместители, элементы одежды, форма летчика.

Игровые роли : летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.

Игра «Российская Армия»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов моряков в родном городе (поселке) . Расширение представле6ний детей о типах военных кораблей : подводная лодка. Крейсер, ракетный катер, авианосец, танк десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма , гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал : Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки, шлемы, предметы-заместители.

Игра «Строительство»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Игровой материал : Строительный материал, каска, предметы-заместители, набор техники.

Игра «Медицинский центр – Поликлиника - Больница"

Цель : Раскрытие деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал : ширмы, набор «Кукольный доктор» , набор кукол, предметы - заместители, медицинский халаты.

Игровые роли : воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар

Игра «Почта»

Цель : Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры . Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Игровой материал : ширма, сумка почтальона, открытки, почтовый ящик. Детские журналы, кошельки, карандаши, конверты, плащ.

Игра «Библиотека»

Цель : Побуждать детей создавать сюжет игры , развивать интерес к труду библиотекаря. Воспитание бережного отношения к книгам.

Игровой материал : книги, формуляры, карандаши, карточки , полочки.

Игровые роли : библиотекарь, читатели.

Игра «Завод»

Цель : Формирование трудовых умений, представлений о профессиях рабочих на нашем заводе (фабрике, развитие творческого воображения. Воспитание интереса к профессиям своих родных.

Игровой материал : наборы машин, трубы, пропуска, строительные наборы, халаты, каски, рукавицы, набор коробок.

Игровые роли : директор завода, механик, рабочий, шофер,

Игра «Театральная студия»

Цель : Формирование положительных взаимоотношений в игре.

Игровой материал : ширма, игровые атрибуты : деньги, билеты, кошельки, таблички «Касса» , «Театр» , наборы разных видов театра (набор мягких игрушек, набор масок.)

Игра «Зоопарк»

Цель : Формирование умений творчески развивать сюжет игры . Воспитание доброго отношения к животным.

Игровой материал : самоделки, наборы животных, строительный набор, природный материал, бросовый материал.

Игра «Парикмахерская-Салон красоты»

Цель : Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Воспитание уважения к профессии парикмахера, визажиста, .

Игровой материал : предметы-заместители, реальные предметы (расчёски, бигуди, кисточки, флаконы, зеркало, набор «Детский парикмахер» , журналы, ширма.

Игровые роли : Парикмахер (мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы) «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы. Володина Елена Васильевна «Сюжетно-ролевые игры в развитии.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Картотека «Игры с мячами». Для детей старшего дошкольного возраста Данная картотека игр была создана мною специально для проекта "Мячи бывают разные", в помощь педагогам и для пополнения образовательной.

МБДОУ «Детский сад № 13» Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Разработала: Савина.

Все дети любят играть. Чего уж там, многие взрослые с удовольствием вживаются в несвойственные себе роли и выпускают множество эмоций и накопившихся впечатлений от отдельных жизненных ситуаций. Известный психолог Л.С. Рубинштейн говорил, что процесс ролевой игры позволяет ребенку не просто перевоплотиться в новую личность, но и во многом обогатить, углубить и развить свою собственную. Именно поэтому рассмотрим интересные ролевые игры для детей дошкольного возраста, разбив их по возрастных категориям для удобства. Внесите в обычный досуг своих воспитанников новые краски!

Виды ролевых игр

Сюжетно-ролевых игр очень много. Есть традиционные, в которые играют ребятишки из поколения в поколение, а есть новые, навеянными тенденциями в сфере детского досуга. Дети и сами придумывают уникальные сюжеты и воплощают их в реальность. Однако, в зависимости от специфики самих ролей и их функций, все ролевые ролевые игры для детей можно разделить на несколько видов:

Бытовые Игры о семье, сверстниках, домашних праздниках. Самые распространенные: «Дочки-матери», «День рождения мамы», «Домашние посиделки». Чаще всего дети играют с куклами (например, в качестве ребенка) и демонстрируют то, что им известно об отношениях внутри семьи, между взрослыми.
Производственные Содержание производственных игр включает подражание тем или иным профессиям: строитель, механик, дворник, директор и прочие. Например, совместное сооружение шалаша – вполне может стать основной темой для детей, изображающих строителей.
Общественные Дети играют в ситуации, с которыми сталкиваются в социуме: поход в магазин, больницу, школу, в библиотеку или парикмахерскую.
Героико-патриотические Ролевые игры данной направленности касаются героев войны и космоса. Чаще в них играют мальчики. Пользуясь моментом энтузиазма у ребят, педагог может рассказать немного об истории войн, полете Юрия Гагарина.
Литературные Произведения кино, мультфильмов, любимых книг – все это может стать основным содержанием игр для детей дошкольного возраста. Современные дети чаще отдают предпочтение в подражании волшебнику Гарри Поттеру и бегают с палками в качестве волшебных палочек, космическим героям из одноименного фильма. Дошкольники больше склоняются к полюбившимся сказкам: «Репка», «Теремок», «Кошкин дом» и прочие.
Режиссерские Дети выполняют функции режиссеров, наделяя ролями кукол, зверей среди игрушек. Герои наделяются своим характером, манерой поведения, выбирается сюжет из уже знакомых или выдумывается свой.

Ролевые игры для детей младших групп (3-4 года)

Малыши раннего дошкольного возраста еще не совсем готовы к серьезным ролям вроде кондуктора, продавца в магазине, учителя и прочих сложных персонажей в играх. За то в своем возрасте они безумно любят новые эмоции. Для детей 3-4 лет можно тоже подобрать множество интересных сюжетно-ролевых игр, в которых подражание соседу, самому себе в отдельных ситуациях – основная задача. Игровые действия носят условный характер, роли чаще всего не называются. Ситуацию в игре ведет взрослый.

Получаем подарки

Цель игры: Научить детей испытывать благодарность. Ее лучше всего организовать во время очередного детского утренника, чтобы был повод получить презенты. Играть в сюжетно-ролевую игру могут даже детки с 2 лет.

Что будет необходимо: Разноцветные коробочки (столько, сколько играет детей), маленькие игрушки разной фактуры.

Воспитатель говорит с приподнятым настроением, что принес подарки для своих любимых ребят. Затем он называет каждого поименно, особо громко отмечая тех, кто «зевает» по сторонам. С каждой коробочкой, наполненной игрушкой, педагог подходит к детям и говорит: «(Имя), этот волшебный подарок для тебя!»

При этом делается небольшая пауза, чтобы дать возможность одариваемому сказать слова благодарности. Если «спасибо» не сказано, стоит поинтересоваться, что же нужно говорить, когда тебе дарят подарки. Если ребенок сам не может ответить на этот вопрос, то ему могут помочь другие члены группы или взрослые.

День рождения у куклы

Цель игры: Дать возможность ранним дошкольникам стать ближе к знаниям о , вежливости, внимательности. В ходе сюжетно-ролевой игры они осваивают новые понятия, касающиеся праздничного стола и сервировки.

Что потребуется: Другие куклы или игрушки, которые могли бы сойти за гостей именинницы, игрушечная посуда (тарелки, вилки, ложки, стаканы, салфетки, ножи), стол, стулья, скатерть для столика.

Поскольку ребята дошкольного возраста уже бывали в роли именинников не раз, они более-менее представляют, что происходит на данном мероприятии. Воспитатель торжественно объявляет, что у куклы сегодня день рождения, и она позвала на свой праздник гостей – именно им будут подражать воспитанники. Им дается возможность составить комплекты подарков, которые они хотели бы преподнести. Затем именинница просит собравшихся гостей помочь ей накрыть на стол. Все ребята должны принимать активное участие. После подготовки гости усаживаются за стол и пьют чай с тортиком. Ролевые игры для детей очень интересны и познавательны.

Постановка сказки

Цель игры: Развитие внимательности, памяти, желания работать в команде.

Что потребуется: Хотя бы очень приблизительный антураж. Например, если сказка будет о репке, то дедке можно вручить какую-то импровизированную палку в виде трости, бабке – повязать платок на голову.

Воспитатель дошкольного учреждения заранее предлагает малышам роли и читает уже известную сказку. Педагог на своем примере показывает, как правильно подражать тому или иному персонажу. Каждый ребенок составляет представление о ходе игры и легко втягивается, уже зная наперед сюжет. Сделав постановку сказки поверхностно для детей младшей группы, вы сможете качественно преподнести ее на каком-нибудь утреннике в следующем году.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

Игровые действия в 4-5 лет несут уже четкий ролевой характер, подражание проявляется заметнее. Роли детям озвучиваются, но по ходу игры они могут меняться. Если в раннем возрасте малышам предлагались цепочки из одного-двух действий, то теперь они могут доходить до 4-х действий, в которых ребята сами держат игровую ситуацию.

Парикмахерская

Цель игры: Знакомство ребят с профессией парикмахера, выстраивание правильных отношений, пополнение словарного запаса.

Что будет нужно: Для парикмахеров потребуются халаты, инструменты (расческа, фен, заколки, резинки, флакончики и прочее), для клиентов – накидки и кресло.

Игра может протекать с куклами или между детьми, третий вариант – комбинированно. После стука в дверь в зал заходит кукла Маша. Она спрашивает у ребят, нет ли у них расчески, а то волосы совсем потрепались, косичка распустилась – ей хотелось бы получить помощь. Кукле дети предлагают пройти в парикмахерскую, но при этом вносится уточнение: есть женский и мужской залы, дополнительные услуги маникюра, педикюра, бритья. Парикмахеры встают за рабочие места и принимаются за инструменты. Начинают приходить все новые и новые клиенты, оставляют свои отзывы. Ребята узнают в процессе подражания, какие существуют понятия в парикмахерском деле, каковы обязанности специалистов.

Школа

Цель игры: Выясняются представления детей о школе, принципу получения и оценке знаний, зарождение в них желания учиться, уважения к труду педагогов, пополнение словарного запаса.

Потребуется: Школьные принадлежности (ручки, тетрадки, карандаши и прочее), доска, мел, указка, книжки в качестве учебников, азбука.

Для начала воспитатель проводить разъяснение о том, что такое школа, что там происходит, что делают ученики и педагоги. Среди ребят выбирается один учитель, который дает задание остальным – все выполняют его одновременно. Далее наступает другой урок, выбирается новый учитель. В качестве предметов могут выступать следующие: математика, пение, физкультура, родной язык, изо и прочие. Хорошим решением будет даже составить расписание. Содержание заданий выбирается ребятами.

Зоопарк

Цель игры: Развитие познаний детей о жизни, привычках, питании, обитании различных животных, воспитание в них гуманного отношения к .

Будет нужно: Звери из игрушек, которые знакомы и понятны детям, импровизированные клетки, деньги, билеты (можно вырезать из бумаги и подписать).

Педагог приглашает всех своих воспитанников в зоопарк и сам садится за «кассу». Проданные билеты дети вручают тому же воспитателю или выбранному контролеру. Войдя в зоопарк, они рассказывают об увиденных животных, составляют полную картину имеющихся знаний, а взрослый учит их важным принципам ухода за животными.

Ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Спектр возможных игр у детей в 5, 6 и, тем более, 7 лет существенно расширяется. Играть можно практически в любые профессии, сказочных героев, которым легко дается подражание. В игровых действиях могут отражаться деловые отношения (подчинение, сотрудничество). Роль за каждым ребенком сохраняется до конца сюжетного ряда, который полностью совпадает реальным отношениям между людьми.

Магазин

Цель игры: Развитие понимания различности продуктов питания, одежды, средств гигиены и прочего, чувства желания помочь друг другу, расширение словарного запаса.

Необходимо: Для раскладывания на прилавки можно использовать игрушки, отражающие суть товара, или карточки с изображением еды, вещей, мебели и прочего. Потребуются деньги, по возможности – касса.

Воспитатель предлагает детям разместить на импровизированных прилавках супермаркет с разными отделами (фруктовый, молочный, овощной, мясной, отдел одежды, обуви, канцелярских товаров, книг и прочего). Дети сами сортируют товар и выбирают роли. Дошкольники могут быть покупателями или сотрудниками магазина. Когда покупатели приходят в магазин, они советуются по поводу качества, свежести, размера – того, что свойственно той или иной категории – расплачиваются и забирают покупку. По мере взросления детей ассортимент в магазине может пополняться новыми видами, усложнить задачу можно сбором правильного набора продуктов первой необходимости.

Аптека

Цель игры: Повышение знаний о работе фармацевта, заведующего и кассира, лекарствах и болезнях.

Потребуется: Витрины, коробочки в качестве медикаментов, деньги, бланки с рецептами.

Перед началом игры педагог рассказывает детям о принципе работы аптеки, знакомит их с обязанностями заведующей, которая регулирует разные вопросы, заказывает новые препараты, принимает от населения травы для изготовления лекарств. В игре распределяются роли заведующей, жителей, собирающих травы, кассира, фармацевта и покупателей. В аптеке важным правилом будет выдача таблеток строго по рецептам.

В кафе

Цель игры: Дети 5, 6, 7 лет усваивают этикет, правила поведения в общественных местах, изучают функции официантов, поваров, администратора.

Будет нужно: посуда для приготовления и подачи еды, сама еда, фартуки для поваров, разносы.

Ролевая игра может начаться с визита в кафе кукол. Например, у какой-то из них день рождения, и она пригласила гостей в кафе. Дети делят роли, в соответствии с которыми происходит подражание: повара, официанты, встречающий посетителей администратор, гости. Они стараются быть максимально вежливыми и выполнять все, что требуется. Довольные клиенты благодарят за вкусную еду и отличное обслуживание.

Дочки-матери

Пожалуй, самые распространенные — сюжетно-ролевые игры. Название «Дочки-матери» здесь — собирательное, на самом деле игр, связанных с домом, семьей, с отношениями между членами семьи, великое множество. В таких играх малыш учится прежде всего общению. Какие примерно сюжеты можно предложить ребенку:

День рождения, праздник или просто «гости» (кукла и зайчик, например, приходят на день рождения к плюшевому мишке, он накрывает стол и угощает гостей; обыгрываются ситуации встречи, вручения подарков, благодарность, чаепитие, прощание после праздника);

Обычный день ребенка, или «нянчим малыша» (просыпаемся, умываемся, кушаем, одеваемся на прогулку и т. д.), когда в роли «малыша» выступает кукла, а ребенок становится «мамой»;

. «готовим обед» (особенно когда малыш вместе с мамой на кухне: можно доверить крохе почистить вареные яйца или пластиковым ножом порезать вареные овощи, разложить на тарелках кусочки сыра или колбасы — пусть малыш «играет» в шеф-повара ресторана, а заодно учится сервировать стол и помогает маме готовить);

. «занимаемся уборкой»;

. «учим» куклу какому-то занятию (стирать или гладить одежду, заплетать косички, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, чистить обувь и т. д. — любое домашнее дело малыш освоит с легкостью в игре, ведь это кукла - «неумеха»!).

Водитель и пассажиры

Малыш уже знаком с видами городского транспорта? Значит, он может сыграть роль водителя автобуса, троллейбуса или трамвая. Предложите ребенку сделать из подручных средств «автобус» и «остановку». Пригодятся любые коробки или кубики, из них можно соорудить сиденья (пассажирами будут игрушки). Для себя водитель-малыш готовит «водительское место»: небольшой стульчик — кресло шофера, нарисованные на крышке от обувной коробки или на плоской коробке из-под конфет «кнопочки» и «клавиши» — панель управления, а обычная одноразовая тарелка станет замечательным рулем. Водитель «подъезжает» к «остановке», комментируя каждое действие: «Осторожно, двери закрываются!», «Следующая остановка детский сад!» (Или почта, школа, магазин, поликлиника...) Обратите внимание малыша, что водители очень хорошо знают Правила дорожного движения, пусть ребенок «останавливается» на красный свет светофора, пропускает пешеходов на переходе и т. д. Вы можете «играть» и говорить за пассажиров, заодно на примере игрушек моделировать различные жизненные ситуации: как помочь пожилому человеку подняться в автобус, как уступить место, как оплатить проезд... Предлагайте «внештатные» сюжеты — автобус вдруг сломался, его надо починить. Водитель может взять инструменты (если нет игрушечных, это могут быть палочки, кубики, карандаши, детали конструкторов) и «повозиться с мотором». А может, малышу хочется побыть пассажиром? Тогда поменяйтесь ролями.

Подобные игры можно проводить, опираясь на личный опыт ребенка. Вы уже путешествовали на самолете, поезде или корабле? Значит, малыш сможет побыть:

Стюардом/стюардессой,

Машинистом,

Капитаном,

Проводником,

Кондуктором,

Контролером и т. д.

Используя игрушечные машинки, можно поиграть в «такси», перевозку грузов («Мишка переезжает в новую берлогу», «Кукла перевозит мебель из магазина в квартиру», «Грузовик везет материалы на стройку» и т. д.). Можно и в гонки поиграть, и в погоню полицейских за нарушителем Правил дорожного движения.

Врач и пациенты

Вариантов игры множество:

Врача вызывают на дом (он осматривает больного, выписывает рецепт — продолжить игру можно в «аптеке»);

Доктор лечит в больнице кукол/зверей;

Врач ведет прием в поликлинике...

Если нет игрушечного набора доктора, можно использовать карандаш вместо шприца или термометра, обычную чайную ложку, чтобы «осматривать» горло, любые пластиковые баночки и пузырьки «с лекарствами» (например, из-под питьевого йогурта), а бумажные прямоугольнички подходящего размера вполне заменят горчичники и рецепты. Малыши любят бинтовать и смазывать игрушкам «ранки», так что приготовьте небольшие полоски ткани или бинтик. Смочите чистой водой и отожмите ватный спонжик для косметики — это будет «целебная мазь» (слегка влажные протирания игрушкам-пациентам не повредят). В таких «медицинских» играх легко обучить ребенка различать части тела, правильно их называть. Это касается не только внешних, но и внутренних органов. Что до сюжетов — их великое множество. Зайка убегал от волка и повредил лапку... Кукла прыгала по лужам и простудилась, у нее поднялась температура... Медвежонок полез в улей за медом и его ужалила пчела... Невнимательный Буратино перебегал дорогу и его сбила машина... Но, скорее всего, малыш сам подскажет «историю», которую он хочет «сыграть». Игры «в доктора» воспитывают у ребенка чувство сострадания, учат заботиться о близких и тех, кто нуждается в помощи.

Продавец и покупатель

И в этих играх бесчисленное множество сюжетов. Магазин может быть продовольственным или промтоварным, а малыш по желанию станет продавцом или покупателем. Витрины и прилавок легко сделать из подручных коробок разного размера, товарами послужат игрушки ребенка или настоящие вещи, продукты (если игра проходит на кухне, когда мама занята приготовлением обеда/ужина). Интересно ведь «продать» маме для борща морковку и картошку, взвешивая их на кухонных или игрушечных весах. В играх такого типа можно познакомить ребенка с различными ситуациями, которые часто возникают во время реальных походов в магазин, обучить малыша правильному поведению: здороваться и прощаться с продавцом/кассиром, вежливо обратиться, попросить показать нужную вещь, правильно сформулировать вопрос. Ведь если покупатель попросит дать ему «вон ту красненькую кофточку» или «те теплые ботинки», продавец обязательно поинтересуется размером. Малышу следует понимать, что вещи бывают разные: детские и взрослые, зимние и летние, спортивные и для торжественных случаев... В игре легко научить ребенка различать и виды продуктов: бакалея, хлебобулочные изделия, мясные и молочные товары, овощи, фрукты, кондитерские изделия и т. д. Да и магазины отличаются друг от друга: супермаркет не похож на спорттовары или автосалон, а в строительном или мебельном магазине не продают галантерейные товары... Кроме того, «магазинные» игры дают прекрасную возможность научить малыша основам счета, ведь ребенок должен уметь «оплатить» покупку и «правильно дать сдачу» (если он играет продавца). Сюжеты легко придумает даже сам малыш, ведь он уже давно ходит с вами за покупками.

Парикмахерская (+ другие профессии)

В такие игры, где можно сделать прически куклам, обычно любят играть девочки, но и мальчикам можно предложить побыть «известным мастером». Игра особенно хороша для тех малышек, которым необходимо самим научиться заплетать косы, завязывать банты, пользоваться заколками и резинками. Но так как мы играем в «парикмахерскую», важно научиться вежливо общаться с клиентами, пользоваться расческой и ножницами (если, конечно, не жалко поэкспериментировать со стрижками кукольных волос). И, безусловно, попробовать «вымыть голову» клиенту — такое умение пригодится как сыну, так и дочери.

Парикмахерская здесь взята для примера, а профессий-то множество. Вот и играйте с малышом в пожарных или садовников, пограничников или поваров, артистов или рыбаков... В таких играх легко познакомить ребенка с различными видами профессиональной деятельности людей.

Зоопарк + превращения в зверей

Если вы играете в «поездку в зоопарк», у вас есть замечательная возможность в игре познакомить малыша с различными животными, рассказать об их жизни в природе, «покормить» зверей (заодно узнав, кто чем питается). Если поиграть в «работников зоопарка», можно «почистить клетки», приготовить «корм», раздать животным «обед», повторив при этом, какие звери хищные, к кому надо подходить с осторожностью, а к кому лучше вообще не приближаться. Эта игра направлена на воспитание у ребенка не только любви к животным, но и разумной осторожности.

Кроме того, можно поиграть в «жизнь животных». Малыши с удовольствием обычно «превращаются» в зайчиков или львят (или других «звериных детенышей»). Так что можно и норки рыть, и корм добывать, и на охоту ходить, и от охотников прятаться... А еще можно поиграть в «лес», «джунгли», «ферму» и т. д., используя игрушечные фигурки животных.

Строительство

Тоже бесконечная игра. Она позволяет познакомить малыша с различными строительными профессиями, строительной техникой, зданиями разного назначения. Строить можно что угодно, от простых гаражей, мостов и башенок до средневековых замков и космических портов. Пригодятся не только строительный материал в виде кубиков и конструкторов, но и подручные средства: коробки, палочки, баночки, пластиковые лоточки. Помнится, мой сын «с боем» отобрал у папы новую тапочку с закрытой передней частью и устроил из нее «бульдозер». Так как играл сын долго и увлеченно, папе пришлось покупать еще одну пару домашней обуви, но оно того стоило! «Бульдозер» служил верой и правдой несколько месяцев, превращаясь время от времени то в «ракетный катер», то в «голодного крокодила», то в «пещеру» для мелких игрушек, они там «жили» и «спасались от врагов»...

Цирк

Веселое представление, особенно если вы с малышом недавно посещали цирк, будет чудесной игрой. Кукла может «ходить по канату», или станет ассистенткой фокусника, или будет дрессировать плюшевого медвежонка и собачку. На лошадке наездник-тигре- нок покажет чудеса ловкости, а деревянный Буратино или пластмассовый робот станут акробатами или иллюзионистами. В зависимости от тех цирковых номеров, которые вам запомнились, игра может надолго увлечь ребенка.

Спортивные соревнования

Это и игры на ловкость (малыш может соревноваться и сам с собой, и с игрушками, и с друзьями), и «тренировки», и спортивные представления. Здесь прекрасно используются спортивные игрушки: мячи, скакалки, кегли и т. д. Но и с обычными игрушками игра будет не менее занимательной. Например, выступает медвежонок-гимнаст, а кукла — «известная фигуристка». Даже в ванной при купании поиграть в соревнование по плаванию будет интересно для малыша: кто быстрее доберется до бортика ванной: резиновая утка или пластмассовый кораблик, если ребенок подгоняет их «волной»?

Солдатики

Испокон веков любимой игрой мальчиков были солдатики. «Войнушки», «враги и наши», «наступление и бой» — эти слова из «военных» игр. Самый элементарный сюжет: «наши наступают, враги убегают». В этих играх можно рассказать малышу о реальных военных подвигах наших солдат: и во времена Дмитрия Донского или Александра Невского, и в войне 1812 года, и в Великой Отечественной войне. Сюжеты, взятые «из жизни», помогут малышу узнать самые первые исторические военные факты, познакомят с подвигами наших дедов и прадедов, позволят гордиться славными военными победами предков. Большую помощь в организации «боевых» игр окажут детские книги на подходящие темы, их можно прочитать вместе с малышом, а потом поиграть в «героев».

Из этой же серии игры в разведчиков, летчиков, моряков, танкистов и т. д. В основном играют мальчики, но и девочек берут на роли санитарок или поваров. Конечно, группой играть интереснее, но если вы устроили «войнушку» дома, малыш может быть главным героем, а зайцы, мишки, куклы — рядовыми. Обычно с удовольствием принимают участие в таких играх папы, здесь дело может дойти и до постройки «крепости» из стульев и кресел, и до «обстрела врага» какими-нибудь мягкими снарядами вроде диванных подушек... Главное, чтобы мама не стала реальной медсестрой, когда в пылу битвы мужчины заработают настоящие синяки, а некоторые герои-воины расплачутся...

«Литературные» сюжеты

Раз уж мы затронули тему книг, подскажем: очень много сюжетно-ролевых игр можно взять из книг, которые вы читаете ребенку. Интересуется малыш динозаврами, просит почитать про птеродактилей и диплодоков — поиграйте в «доисторические времена». Нет под рукой игрушек-динозавров — не беда, их можно нарисовать, вырезать, склеить. «Древний лес» легко изготовить из трубочек от туалетной бумаги или из-под фольги, пищевой пленки, это готовые «стволы». Покрасьте их в коричневый цвет, приклейте сверху и сбоку зеленые бумажные «листья», пусть в этой «чаще» прячутся и живут динозавры.

Если малыш увлечен акулами, китами и осьминогами и каждый вечер просит перед сном «почитать про море», сделайте вместе «подводный мир» из обувной коробки, раскрасив внутренние стенки в подходящие морские цвета и нарисовав водоросли, кораллы и песок с камнями. Ребенку не важно, что мама совсем не художник, он дополнит ваши рисунки своей неуемной фантазией. И неудачная, на ваш взгляд, буро-коричневая клякса превратится в подводную скалу. А может, это вход в жилище-пещеру гигантского кальмара или злой мурены? Заселите «подводный мир» обитателями и играйте. Сюжеты самые разные: акула охотится на рыбок, или осьминог борется с кальмаром, или дельфин спасает водолаза... Малыш может играть разные роли и разговаривать за различных персонажей, а ваша задача — рассказывать о жизни морских обитателей, подсказывать, что может произойти, ненавязчиво направлять сюжет, если ребенок затрудняется.

Такие же игры можно проводить, когда читаете малышу о машинах, о принцессах, о розовых пони или роботах-трансформерах — о чем угодно. Главное, что сюжет практически у вас есть, ведь вы только что прочитали подходящую книгу, и ребенок с удовольствием проиграет этот сюжет с игрушками или сам станет героем игры. Но самое интересное происходит дальше, когда малыш начинает играть «в продолжение» истории. Поверьте, фантазии вашего ребенка безграничны!

Домик

Вспомните себя в детстве, как иногда хотелось забраться в свой собственный домик. Предлагаю варианты «жилища», в котором ваш малыш будет играть куколками или солдатиками, устраивать «темноту» (подсознательно самого себя избавляя от многих страхов), да и просто сможет минуточку побыть наедине со своими мыслями, отдохнуть, помечтать и даже поспать, если утомился. Для такого отдыха в «домике» постелите на пол старенькое одеяло или толстый плед, покрывало.

Самый простой вариант детского «жилища» — набросить старую простынку или плед на стол, чтобы ткань доставала до пола. Но это не всегда удобно, так как стол обычно часто используется.

Другой вариант — картонная коробка из-под какого-то крупного бытового прибора, техники. В ней можно прорезать «окошки», сделать «дверь», задекорировать стены рисунками. Не забудьте только укрепить углы и стыки коробки, чтобы она не сложилась нечаянно и не упала на ребенка.

Если нет коробки подходящего размера, домик можно сделать из кусков картона, прочно закрепив их скотчем и клеем ПВА. А согнув большой лист картона пополам и поставив на пол сгибом вверх, можно получить уютный «шалаш». Только укрепите стенки, чтобы они не разъехались.

Еще один «бюджетный» вариант — накинуть покрывало одним краем на спинку стула, а вторым, например, на подлокотник дивана. Для малыша даже самое узкое пространство будет казаться уютным, ведь это его «настоящий домик».

Можно использовать обычную стремянку, поставив ее в рабочее состояние и накрыв любой тканью, той же простынкой. Стремянка хороша тем, что в ней есть уже готовые полочки для игрушек — ступеньки.

«Мягкий» вариант — домик из большого куска прямоугольного поролона или пропиленового туристического коврика. Только поролон желательно обшить тканевым чехлом. Согните поролон в виде дуги — вот и «домик». Чтобы «жилище» не распрямилось, прикрепите «стенки» к «полу».

Если папа сделает каркас из четырех легких алюминиевых трубок достаточной длины, скрепит все четыре верхушки вместе, а ножки прочно установит на полу или на основании из таких же алюминиевых трубок, получится «скелет» индейского вигвама или северной яранги. Маме останется лишь с помощью ткани сделать стенки. Кстати, каркас можно изготовить из туго скрученных и проклеенных старых газет! Впрочем, если папа — мастер, он может сделать деревянный каркас из обработанных брусочков или досточек.

Старый детский манеж можно накрыть покрывалом и вырезать в одной из узких боковых стенок «дверцу» — прекрасный «домик». Но этот вариант возможен, если вы не планируете больше заводить малышей и использовать манеж по его прямому назначению.

Даже простынка, повешенная на протянутой веревке, сможет побыть шалашом. Для этого просто оттяните в стороны и закрепите края простыни, чтобы они не «схлопывались».

Ваш малыш с радостью будет прятаться и играть в своем «домике», а иногда и вас приглашать «в гости»!

Во что еще можно поиграть:

Библиотека;

Пожарные;

Гараж и автомеханики;

Полицейские и нарушители;

Космический полет;

Парк юрского периода (если малыш увлекается динозаврами);

Подводный мир;

Приключения морские, воздушные, подземные;

Супергерои;

Герои мультфильма, кинофильма или книги, которыми увлечен малыш.

На самом деле в игру можно превратить любой сюжет, обыграть любую ситуацию. Помните, в фильме «Джентльмены удачи» воспитатель детского сада жалуется директору, что дети плохо едят? Тут же герой Евгения Леонова включает малышей в игру:

— Здрасьте!

— Здра-а-асьте!

— Товарищи, минутку внимания. Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется.

— Ура-а-а!

— Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорек. Игорек, ты у нас сегодня будешь командор.

— Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно — ракета до обеда на Землю не вернется...

В кадре сбывшаяся мечта всех мам — дети чуть ли не наперегонки хватают ложки и едят! И восхищенный возглас воспитательницы.

Hi-Tech